Строительство АЭС в Казахстане: есть ли угрозы и каковы плюсы

03 августа 2023 Аналитика
Вокруг строительства АЭС на протяжении последнего десятилетия не утихают споры. Корреспондент Zakon.kz разбирался в нюансах атомной генерации и почему российские технологии больше всего подошли бы для реализации проекта по сооружению атомной станции в Казахстане.

В прошлом году, выступая на расширенном заседании правительства, глава государства Касым-Жомарт Токаев заявил, что Казахстан нуждается в «чистой» атомной электроэнергии. В противном случае, по его словам, без строительства АЭС существует большая вероятность потери всей экономики страны.

Риск остаться без света

Нужно сказать, что такие доводы возникли не на пустом месте. Они были подкреплены участившимися перебоями с электроэнергией. В качестве примера приводились проблемы с электричеством в конце января 2022 года в Алматы и ряде областей Казахстана.

Весьма вероятно, что в будущем эти проблемы могут только усугубиться. Тем более что уже сейчас страна испытывает острый дефицит электроэнергии. Управляющий директор НПП «Атамекен», заслуженный энергетик, независимый эксперт Жакып Хайрушев рассказывает, что сегодня объемы этого дефицита весьма внушительные.

«В настоящее время у нас дефицит достигает 1,5 тысячи мегаватт. Если бы сегодня у нас была АЭС, то этот дефицит был бы перекрыт. 1,5 тысячи – это, наверное, пять-шесть областных центров, таких как город Уральск, как Западно-Казахстанская область. Потребление там составляет в настоящее время 250-300 мегаватт – это пиковые нагрузки. Поэтому такие области, как ЗКО, пять-шесть областей Казахстана – вот что такое 1,5 тысячи».

Жакып Хайрушев

Конечно же, атомная генерация не снизит потребность в электричестве одномоментно, но он убежден, что если бы АЭС построили еще 10 лет тому назад, то этот вопрос сейчас бы на повестке не стоял.

«В нашем случае, если бы 10 лет назад этот вопрос закрыли, сегодня бы уже имели эту генерацию».

Жакып Хайрушев

В целом, использование мирного атома во всем мире набирает обороты. На сегодня атомная энергетика является важнейшей подотраслью глобальной энергетики и вносит заметный вклад в глобальное производство электроэнергии. Около 10% производства электроэнергии в мире принадлежит АЭС.

Отрасль также занимает четвертое место по объему генерации после угольной, газовой  и гидроэнергетики.

Кстати, себестоимость электроэнергии, вырабатываемой АЭС, составляет серьезную конкуренцию той, что производится другими типами электростанций. В углеводородной генерации доля себестоимости сырья составляет порядка 60-70%, и это значит, что цена на электроэнергию напрямую зависит от падения или роста цен на углеводороды. В атомной генерации доля себестоимости урана составляет не более 10%, что означает, что колебание цен на уран практически не сказывается на конечной стоимости электроэнергии.

Негативный опыт

Отчасти причиной того, что в Казахстане все никак не построят АЭС, является имеющийся у страны негативный опыт, связанный с радиоактивными последствиями в результате ядерных испытаний. Эти испытания в советское время проводились на полигонах, в том числе на Семипалатинском ядерном полигоне, Сары-Шагане и других.

Это создало у населения определенные опасения и осторожность относительно ядерных технологий. Ядерные испытания оставили глубокий след в человеческом сознании и создали опасения относительно безопасности атомной энергетики. Позже в эти страхи свою лепту внесла авария на Чернобыльской АЭС. Поэтому люди опасаются возможных аварий, последствий для окружающей среды и здоровья.

Согласно данным исследования бюро экспресс-мониторинга общественного мнения Demoscope от 2021 года, только 40% казахстанцев выступают за строительство станции, 55% – против строительства. При этом 36% из выступающих против строительства АЭС считают, что Казахстан не готов к эксплуатации подобного рода объекта. Это выглядит достаточно странным, учитывая роль страны в развитии атомной отрасли и успешный 25-летний опыт эксплуатации первого в мире промышленного реактора на быстрых нейтронах БН-350. Скорее всего, такие мнения возникают из-за отсутствия достаточной информации о высоком научном и инфраструктурном потенциале атомной отрасли.

На взгляд Жакыпа Хайрушева, эти опасения беспочвенны, потому что сейчас технологии ушли далеко вперед, а обладающие АЭС страны просчитывают все ситуации и обеспечивают надлежащую защиту.

«В Припяти сыграла роль недоработанность технологий. Как обычно было в советское время, к каким-то праздникам быстро-быстро запускали. Многие защитные функции были недоработаны. Касательно Франции и других стран, то там пока не было, слава Богу, никаких ЧС, и я надеюсь, что не будет, потому что все случаи, которые происходили и в Чернобыле, и в Фукусиме, они уже приняты во внимание, и возможность возникновения таких случаев предотвращена. Я был на АЭС в Санкт-Петербурге. Там последние 3+ технологии, я заходил прямо в турбинный цех, видел самую большую турбину на 1200 мегаватт».

Жакып Хайрушев

А вдруг Балхаш обмелеет?

С момента выступления президента прошло 1,5 года. За это время в Казахстане приблизились к выбору площадки под строительство АЭС. Рассматривалось несколько локаций, но наиболее подходящим для сооружения первой станции в стране является поселок Улькен на берегу озера Балхаш в Алматинской области, а город Курчатов на реке Иртыш в Абайской области рассматривается как точка для строительства второй АЭС.

Уже, было дело, начали присматриваться к технологиям и странам, которые смогут построить в Казахстане АЭС, но совсем недавно заговорили про возможное падение уровня воды в водоемах, близ которых планируется возводить объект. Мол, не исключено, что в этих водоемах через 10 лет на 10 метров может снизиться объем воды. Тогда это вынудит участников проекта адаптироваться к новой реальности.

Но на этот случай, как считает энергетик, у специалистов найдется выход.

«Есть опасения по воде, но сегодня требование воды для таких технологий минимизировано. Что, Узбекистан морская держава или Бангладеш супертехнологическая держава? Здесь играет роль прагматичность, развитие экономики. Каждый доллар экономики требует вложений десятков долларов электроэнергии. Поэтому наш глава государства, правительство должны быть прагматичными. Нам нужна электроэнергия».

Жакып Хайрушев

 

Цена вопроса и отдача в тарифах

Также не перестают звучать доводы о дороговизне АЭС, которая может стоить «десятки» миллиардов долларов. Но эксперт отмечает, что деньги окупятся через соответствующие тарифы, по которым электроэнергия будет отпускаться потребителям.

«С учетом того, что я знаю, как делается баланс электроэнергии, когда в часы пик наши энергетики не знают, где взять лишний киловатт… И, чтобы не отключать наших жителей и не превратиться в страну «Казахстан в начале 90-х», когда веерно отключались поселки и города, мы закупаем до 1,5 тысячи мегаватт из соседних энергосистем. А там тарифы похлеще, чем деньги на АЭС. Никто же не говорит, слушайте, а почему вы покупаете в России по 45-50 тенге за 1 киловатт? Там такая же дорогая электроэнергия! Но мы просто вынуждены покупать. А чтобы ее не покупать, нам нужен базовый источник генерации. Такой в Казахстане нет, к сожалению».

Жакып Хайрушев

 

Вдобавок еще и те базовые, что имеются, работают на износ. Их даже невозможно отремонтировать, потому что нельзя будет остановить. Заменить-то нечем.

«Они не могут нормально отремонтироваться, потому что у нас страшный дефицит. Им приходится буквально на износ работать. Я работал на Экибастузской ГРЭС, и чтобы предприятие расхолодить и потом обратно запустить – это нужны колоссальные ресурсы, человеческие и финансовые».

Жакып Хайрушев

 

На кону – углеродная нейтральность

Именно поэтому одним из основных аргументов строительства АЭС у специалистов на сегодня является производство собственной электроэнергии.

Кстати, это не только избавит от зависимости в энергоисточниках соседних государств, удешевит тарифы на электричество, но еще и обеспечит экономике углеродную нейтральность, к которой так стремится Казахстан. Ведь явное преимущество АЭС заключается в отсутствии выбросов аэрозолей и парниковых газов в атмосферу.

«Действительно, Казахстан являлся некой площадкой для отработки технологий. Вначале это был Семипалатинский полигон, золоотвалы, запуск и падение ступеней ракет. Поэтому сегодня мы должны уже стать «чистым» государством и в плане моральности, и в части экологии. Смотрите, вы, допустим, швея, у вас есть хлопок, есть ткацкие станки, где вы делаете материалы, а шьете одежду в другой стране. Здесь точно так же. У нас свой уран, свои специалисты, мы уже делаем топливо, а сжигать его негде, потому что нет своей технологии АЭС. По специалистам, у нас есть атомщики, физики-ядерщики. Их не так много, но оканчивая вузы, им сейчас просто негде работать».

Жакып Хаурышев

 

К тому же по сравнению с возобновляемыми источниками энергии у атомной есть бесспорный плюс. В частности, АЭС работает круглый год, а объекты ВИЭ очень зависят от погоды и времени суток.  Говоря профессиональным языком, коэффициент использования установленной мощности АЭС – более 90%, а у ВИЭ – не более 25-35%.

«Мы вместе с другими странами обязались обеспечить углеродную нейтральность нашей экономике, поставили задачу добиться 100%-ной углеродной нейтральности к 2060 году. Но есть только одна технология, которая отработала десятки лет и имеет опыт работы во многих государствах мира, – это атомная энергетика. Именно с точки зрения базовой электростанции, а не маневренной или возобновляемой энергетики. Понятно, что ВИЭ входят в список технологий, которые не разрушают озоновый слой, с помощью которой, не нарушая окружающую среду, можно вырабатывать электроэнергию. Но мы сегодня говорим о базовой генерации – это та генерация, которая может обеспечить выработку электроэнергии 24/7 на постоянной основе. К сожалению, сегодня пока этого обеспечить не могут, если они не работают без накопителей. Выполняя наши международные обязательства по углеродной нейтральности, сегодня единственной технологией является все-таки атомная энергия».

Жакып Хайрушев

Источник: https://www.zakon.kz/stati/6402114-stroitelstvo-aes-v-kazakhstane-est-li-ugrozy-i-kakovy-plyusy.html
Поделиться:
277