«Silk Road Quartet» или доступ в Афганистан
Фото: newscentralasia
В Кабуле 24–26 апреля прошли заседание Казахстанско-афганского бизнес-форума и выставка казахстанской продукции. Мероприятия получили достаточно широкое освещение в казахстанских и региональных СМИ.
Однако экспертную интригу представило другое, ранее не озвученное событие с участием казахстанской делегации – это трехсторонняя встреча в заместителя Премьер-Министра Казахстана Серика Жумангарина, заместитель председателя Кабинета министров по транспорту и связи Туркменистана Мамметхана Чакыева и и.о. министра торговли и промышленности Афганистана Нуриддина Азизи.
На этом совещании был, по сути, анонсирован новый транзитный маршрут в Афганистан через Центральную Азию: Китай – Казахстан – Туркменистан – Афганистан, который, пока условно, можно назвать как южный транзитный коридор «Silk Road Quartet».
Согласно официальной информации, три страны договорились совместно развивать транзит и транспортную инфраструктуру в Афганистане. Для этого будут созданы благоприятные и конкурентоспособные тарифные условия, что позволит обеспечить ускоренный пропуск контейнерных поездов из Китая через Казахстан и Туркменистан в Афганистан и далее в Пакистан, Индию и страны Ближнего Востока. Приводятся расчеты – например, срок доставки товаров по ускоренному маршруту из китайского Сианя до ж/д станций на туркмено-афганской границе сократится до 10–12 дней.
Согласно этим оценкам, использование этого маршрута позволит Афганистану сформировать бесперебойную поставку китайских товаров на запад страны и значительно сократить расходы на доставку товаров по сравнению с другими видами транспорта.
Кроме того, участники этого проекта рассматривают его в качестве «восточной ветки» МТК «Север-Юг», которая позволит транспортировать грузы в Афганистан из России и Беларуси.
По итогам переговоров стороны договорились создать рабочую группу по реализации достигнутых договоренностей, что вселяет надежду на их скорую практическую реализацию.
Дискуссии на тему развития транзитных возможностей Афганистана ведутся давно, особенно через призму проекта «Трансафганская железная дорога». Этот проект обещает быть действительно грандиозным для региона и спасительным для Афганистана. Он будет проходить через центральный и восточный Афганистан – эти регионы весьма богаты полезными ископаемым, и «трансафганец» только будет стимулировать их разработку и транспортировку на мировые рынки.
Однако пока это проект остается гипотетическим и не выходит за рамки обсуждений. Прежде всего это связано с вопросами финансирования и продолжающейся геополитической турбулентностью вокруг Афганистана.
Эта страна, как региональный сухопутный мост, безусловно играет ключевую роль в становлении перспектив справедливой торговли на евразийском пространстве, что может привести к появлению новых моделей транзитной торговли в регионе. Изменения, произошедшие в последние десятилетия в мировой экономике, торговле и сфере сырьевых рынков, как никогда поднимают на совершенно новый уровень потенциальное стратегическое значение территории Афганистана для международных экономических отношений.
В этой связи озвученная в Кабуле инициатива «Silk Road Quartet» будет только способствовать развитию внутрирегиональных связей и положительно скажется на экономической стабилизации Афганистана.
Кооперация с МТК «Север-Юг»
Официальные комментарии инициативы «Quartet» только вскользь затронули ее корреляцию с МТК «Север-Юг», больше развивается идея китайских поставок.
На наш взгляд, эту инициативу следует рассматривать в первую очередь как развитие транспортной инфраструктуры коридора «Север-Юг», как его ответвление в Афганистан, пока только в эту страну. Реализация идей строительства железных дорог на юге Афганистана позволят обеспечить выход опять же, как в случае с «трасафганцем» на морские порты Пакистана.
Для России, как предполагается, путь «Quartet» станет шагом на пути дальнейшей актуализации коридора «Север-Юг», который сталкивается с рядом существенных проблем.
Экспертные оценки указывают на низкую провозную способность восточного участка коридора «СЮ» — через Казахстан и Туркменистан. Впрочем, пропускная способность западного участка (через Азербайджан) еще ниже. Участок «СЮ» через Каспий также выглядит слабоватым – несмотря на наличие портовой инфраструктуры в России и Иране, негативную роль играют качественный и количественный состав флота и опять же пропускная способность портов. К тому же северные порты Ирана не имеют выхода на железные дороги.
Таким образом, основной проблемой МТК «СЮ» является пропускная способность его прикаспийского звена.
Тем не менее, имеющаяся статистика показывает существенный рост перевозок по «СЮ». Для России целевыми странами на нем являются Иран, Индия, Пакистан, страны Юго-Восточной Азии. С развитием маршрута «Quartet» Афганистан также присоединиться к интересантам «СЮ».
По данным портала N.Trans Lab, совокупный объем инвестиций в реализуемые проекты по развитию МТК «Север-Юг» составляет $17,1 млрд, из которых $11,3 млрд на развитие западного маршрута, $3,2 млрд на развитие Транскаспийского маршрута, $2,6 млрд – развитие Восточного маршрута. Но по итогам реализации данных проектов общая провозная способность по трем маршрутам не превысит 43 млн тонн (ж/д и авто) в связи с ограничениями пунктов пропуска на границах, провозных способностей ж/д участков, в особенности в Иране, флота в Каспийском бассейне. В результате не будет обеспечен весь потенциал грузоперевозок в объеме потребных 60–75 млн тонн.
Эксперты N.Trans Lab делают вывод, что реализация текущих инвестпроектов позволит достигнуть не более 43 млн тонн провозной способности совокупно, что не соответствует потенциалу перевозок по коридору и необходимым экономическим эффектам. Для комплексного развития МТК и позиционирования его как важного элемента транспортной сети, который обеспечивает значимый объем торговли России и стран Центральной Азии с Индией, странами Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, необходимо сделать упор на развитии единой бесшовной инфраструктуры, которая бы позволила перевозить до 80–100 млн тонн грузов.
В целом же «Quartet» является естественным не только для МТК «Север-Юг», но и для так называемого «Лазуритового коридора» (Турция – Азербайджан – Туркменистан – Афганистан), а также логично вписывается в действующий Транскаспийский международный транспортный маршрут, инфраструктура которого динамично развивается.
Конкуренция или партнерство
Афганистан на севере граничит с Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном. И только две последние республики в силу географических условий могут обеспечить выход Афганистана на внешние рынки. Поэтому развитие туркменского направления в логистике является нормальным и естественным для региональной и международной торговли.
Здесь также необходимо учитывать загруженность узбекского направления на Афганистан, что объективно заставляет экономические субъекты диверсифицировать потоки и искать новые решения. Кроме того, особенности афганской географии объективно требуют разделения транспортных путей: ж/д ветка Термез – Мазари-Шариф работает на север и северо-восток Афганистана, движению на юг мешает горная цепь Гиндукуш, справиться с которым теоретически должен проект «Трасафганской железной дороги».
В свою очередь туркменские порты открывают прямой путь в западные и южные регионы. Здесь также необходимо отметить тот факт, что западные регионы Афганистана традиционно характеризуются как относительно безопасные и экономически развитые.
Это как раз тот случай, когда республикам Центральной Азии необходимо вырабатывать единые подходы к Афганистану. OWF подробно останавливался на данной проблеме в статье «Талибы и соседи: реальность и ожидание».
По большому счету ничего сверхъестественного не произошло в рамках договоренностей в Кабуле. Стороны только договорились создавать «благоприятные и конкурентоспособные тарифные условия» для ускорения транспортных перевозок. Однако достижение прогресса в этом направлении будет создавать положительный потенциал для более масштабных транспортных проектов, в первую очередь, ветки «Герат – Кандагар – Спин-Булдак» — еще одной трансафганской железной дороги.
Коридор «Silk Road Quartet» привлекает внимание к себе не только возможностью увеличения объемов грузоперевозок и сокращением времени. Он будет способствовать привлечению высококвалифицированных специалистов и внедрению передовых цифровых технологий в логистическую инфраструктуру, способствуя ее модернизации и цифровизации. Не следует пренебрегать и другими преимуществами, которые могут получить государства-участники проекта через совмещение с МТК «Север — Юг».
Важность развития транспортных проектов, направленных на обеспечение выхода из Центральной Азии к Индийскому океану, нельзя недооценивать. Эти проекты имеют стратегическое значение — они соединяют центр Евразии со «Средним Коридором», который становится ключевым транзитным путем между Китаем и Европой через Каспийское море и Южный Кавказ.