Талибы и соседи: реальность и ожидания

14 марта 2024 Аналитика

Reapprochement или отношения де-факто

В последнее время наблюдается достаточно успешное развитие Талибаном своего сотрудничества со странами-соседями – как представляется, в противовес изоляции со стороны Запада талибы избрали новую формулу, приступив к активному налаживанию связей со столицами государств региона.

Основной упор в своей внешней политике они таким образом сделали на региональный сегмент, участникам которого более важны прагматизм, а не идеологические и мировозренческие предпосылки.

Если для Ирана и Пакистана различные формы сотрудничества с Афганистаном являются исторически понятными, то для центральноазиатских республик «открытость» талибов к более широкому диалогу, наряду с продвижением своих экономических интересов, допускает перспективу их трансформации из субрегиона в полноценный и самодостаточный регион в системе международных отношений. Странам ЦА еще предстоит преодоление нарративов прошлого, выработка единых подходов (в т.ч. через региональные форматы), практическая демонстрация видеть в Афганистане полноценного партнера.

Пока же государства региона на афганском направлении действуют интуитивно, без должного восприятия стратегической глубины указанной выше перспективы, не задумываясь о региональной повестке и пытаясь получить свою выгоду в выстраивании торгово-экономических отношений с новыми афганскими властями.

В целом все региональные игроки следуют разными векторами и действуют по обстоятельствам несмотря на наличие общего желания видеть в Афганистане стабильного соседа. У Исламабада главным триггером в отношениях с Кабулом выступает ТТП. Тегеран стремится защитить шиитское меньшинство и видеть его в инклюзивном правительстве, но при этом смело выстраивает диалог с талибами, в том числе в вопросах пограничной безопасности. Последний аспект также актуален для центральноазиатских республик, в то же время они пытаются вуалировать его за торговыми отношениями, потенциал которых, как оказалось, не столь велик.

 

Mainstream или преодоление рубежа

Соседи Афганистана сотрудничают с де-факто властями в целях обеспечения своих интересов, безопасности и стабильности исходя из безусловной геоэкономической привлекательности этой страны. Но одной общности интересов недостаточно – принимая во внимание новые геополитические условия в мире, окружению Афганистана необходимо действовать в одной парадигме.

Подход к Афганистану не может ограничиваться исключительно путем увеличения объемов двустороннего товарооборота, а сама торговля не является панацеей. Реальным условием для старта экономической стабилизации Афганистана могут быть только стратегические инфраструктурные проекты, так широко и красиво обсуждаемые в регионе, но началу которых препятствуют серьезные причины, в первую очередь, ситуация с безопасностью.

Тем не менее, уже сейчас можно сделать вывод о правильности регионального измерения «афганского вопроса». Как минимум, ситуация в его рамках стала более прогнозируема и стабильна чем ранее ожидалось.

Однако ориентация на страны региона не должна быть исключительно выбором Исламского Эмирата и его прерогативой.

В ответ талибам регион может и должен выстроить собственную систему согласованных мер и подходов, объединенных одной идеей, в которой не последнее место будут занимать и аспекты безопасности, в том числе в контексте перспектив реализации инфраструктурных проектов в Афганистане.

Именно этот рубеж необходимо преодолеть странам региона с тем, чтобы доказать конкурентоспособность регионального формата решения проблем Афганистана и не только.

 

Revitalization или акцент на региональные интересы

Реальностью современной мировой экономики стало смещение центра тяжести от развитых к развивающимся странам. В результате быстрого роста экономик последних в мире проходит процесс реструктуризации, приводящий к проявлению своей подлинной роли региональных интеграционных партнерств.

Политический потенциал и экономические ресурсы для преодоления рубежа страны Центральной Азии имеют. Степень их общей интеграции позволяет, как минимум, наладить общий диалог по наиболее актуальной повестке дня – это проблема совместного водопользования, энергетика, инфраструктурные и инвестиционные проекты, оптимизация действующих и будущих транспортно-логистических коридоров.

Афганистан может стать объединяющим для стран региона фактором и служить интересам общерегионального развития. Предпосылки к этому уже заложены в рамках Консультативных встреч глав государств Центральной Азии.

Современные реалии диктуют региону необходимость ускоренного преодоления имеющихся расхождений в видении внутрирегиональных отношений и создания их новой модели, внешними опорами которой, особенно в контексте региональной безопасности, могут выступать ШОС, ОТГ, СВМДА, ОИС, ОДКБ и формулы «С5+».

В данном контексте следует заметить, что за последние два десятилетия ШОС превратилась в ключевую платформу для обсуждения широкого круга вопросов на евразийском пространстве. На современном этапе шанхайский союз уже представляет собой формат, способный на практике реализовывать многосторонние меры в сфере региональной безопасности.

Афганистан является де-юре наблюдателем в ШОС и его новые власти демонстрируют расположенность к усилению своего взаимодействия с ней.

Афганистан остается членом СВМДА, в формате которого также может быть реализован диалог. Эта организация проходит процесс трансформации в полноценную региональную международную организацию и способна обеспечить гибкость и адаптивность, чтобы учитывать изменяющиеся обстоятельства и потребности сторон.

Другой объединяющей регион структурой является Организация тюркских государств. Ее возрастающая роль на международной арене проявляется в том числе в намерении разработать конкретные механизмы, направленные на недопущение ослабления оказания гуманитарной помощи афганскому народу, решение острых социальных проблем в этой стране.

 

Renascence или неотвратимость объединения

Очевидными предпосылками к объединению усилий в рамках региона является экзистенциальная потребность в реализации транзитно-транспортного потенциала всей Центральной Азии. В этой связи сейчас вновь напрашивается вопрос возможности создания объединяющей платформы, например, «С5+Афганистан» (С5+А), где последний будет стержнем этого союза независимо от существующего там политического режима.

Формула «С5+А» при поддержке указанных выше «внешних опор» положительно послужит процессу построения Афганистана как адекватного субъекта экономики, с которым можно работать в общепринятых экономических стандартах и форматах.

В краткосрочном периоде региону необходимо будет сосредоточиться на вопросах внутренней безопасности в Афганистане.  В этой сфере необходимо подвести талибов к началу устойчивого и рационального диалога с подключением также Ирана, Пакистана и международных структур. Важно побудить Эмират уйти от заявлений об «успехах в борьбе с терроризмом» к занятию им более прозрачной позиции, основанной на включении стран региона в диалог по безопасности на двусторонней и многосторонней основах.

Безусловно, что эти шаги будут обеспечивать политическую устойчивость самого режима Исламского Эмирата, однако надо понимать и другое — сейчас уже невозможно добиться решения злободневных вопросов политической повестки только прямыми запретными действиями (санкциями, ограничениями, блокадой), они требуют мирных и общих системных мер, коими могут быть региональные рычаги содействия, а не принуждения.

Для первого шага нужно понимание того, что Афганистан и Центральная Азия неразрывно связаны друг с другом во всех измерениях. Первый может дать импульс к усилению интеграционных процессов в регионе.

Совместные же согласованные шаги пяти республик на афганском треке в конечном счете могут стать основой понимания путей и перспектив их дальнейшей интеграции, в том числе с включением в этот процесс и Афганистана.

Поделиться:
751