О стратегических приоритетах Турции в Центральной Азии

11 сентября 2024 Мир за ночь

Существует сразу несколько трансграничных политических, экономических и политико-идеологических проектов, которые в разной степени воздействуют на страны ЦА и конкурируют между собой за влияние в регионе. Проект общетюркского объединения является одним из них. Полагаясь на культурную близость, Турция в течение десятилетий наращивала сотрудничество со странами ЦА. Нынешняя нестабильная международная обстановка создает для взаимодействия между ними новые возможности. Об интересах Турции в Центральной Азии читайте в статье доктора политических наук Дины Малышевой. Подробнее — в материале ia-centr.ru.

Основные интересы Турции в регионе и направления сотрудничества

Интересы Турции в ЦА можно обозначить следующими пунктами:

●    консолидация тюркоязычных стран региона в рамках Организации тюркских государств;

●    доступ к рынку энергоресурсов региона и превращение Турции в основной хаб по перекачке нефти и газа в Европу;

●    продвижение проектов строительства логистической инфраструктуры в обход России (в том числе Транскаспийского международного транспортного маршрута).

В последние годы Турция усиливает свои экономические, культурно-идеологические и военно-политические позиции в регионе. Возросшее экономическое влияние связано с экономическим ростом в самой Турции, что позволило ей инвестировать капитал за рубеж.

Усиление культурно-идеологического влияния Турции в регионе облегчается государственной политикой местных правящих элит, которые запустили процесс цивилизационного поиска. Идея тюркского единства часто выставляется в противовес идее единого культурно-языкового пространства с Россией.

Относительно новое направление взаимодействия Турции и ЦА — это военно-техническое сотрудничество. Турция активно развивает свой военно-промышленный комплекс и постепенно расширяет доступ к международному рынку вооружений. Также Турция наращивает поставки систем вооружений в страны ЦА.

При взаимодействии со странами ЦА Турция не может полагаться только на свои силы. В Анкаре осознают, что для дальнейшего укрепления своих позиций в регионе необходимо взаимодействие с другими крупными акторами, в первую очередь с Россией и Китаем.

Взаимодействие с Россией на современном этапе обусловлено осознанием Турцией того, что её присутствие в ЦА во многом зависит от позиции Москвы, имеющей со странами региона прочные связи.

Несмотря на разногласия Турции и Китая по уйгурскому вопросу, обе стороны заинтересованы в развитии логистических маршрутов через ЦА, в том числе в рамках проекта «Один пояс — один путь». Кроме того, Китай является одним из крупнейших торговых партнеров Турции.

Фактор ОТГ

ОТГ — это один из основных инструментов внешней политики Турции в регионе. Формально она была учреждена в 2021 году, заменив Тюркский совет, действовавший с 2009 года. Наличие нескольких структур, аффилированных с ОТГ, подтверждает разноплановость данного института: Парламентская ассамблея тюркских государств (ТЮРКПА); Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ); Международная тюркская академия; Тюркский деловой совет; Международный фонд тюркской культуры и наследия; Союз тюркских университетов и Союз торгово-промышленных палат.

Культурно-идеологический аспект является ключевым объединяющим фактором в ОТГ. В этом направлении реализуется множество проектов. В частности, с поддержкой Международной тюркской академии выпущены три учебника — «Общая тюркская история», «География тюркского мира» и «Общая тюркская литература».

Примечательным является то, как ОТГ выстраивает связи с внешними международными институтами. ОТГ объявляет приоритетным сотрудничество с такими структурами, как ОБСЕ и Организация исламского сотрудничества (ОИС). При этом в списке партнеров нет СНГ, ЕАЭС и ШОС. По функционалу ОТГ в той или иной степени конкурирует с этими организациями.

Сотрудничество с Казахстаном как пример роста турецкого влияния

Примечательно, что Казахстан сам часто выступает в качестве инициатора создания общетюркских структур. Именно по инициативе Казахстана в 1993 году был создан первый общетюркский проект – Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ). Казахстан сохранил курс после прихода к власти К.-Ж. Токаева и активен в тюркских интеграционных проектах.

Также сохранилась и культурно-идеологическая ориентация на тюркский мир. Наиболее ярким примером остается процесс перехода в казахском языке с кириллицы на латиницу. Более того, по итогам заседания Тюркской академии в Астане в 2023 году была создана Комиссия по общему алфавиту тюркского мира.

Между странами активно развивается и военно-техническое сотрудничество. Еще в 2013 году в Казахстане был открыт завод Kazakhstan Aselsan Engineering (KAE). В 2023-м страны договорились о производстве турецких БПЛА на территории Казахстана. Кроме того, между странами заключен ряд соглашений об обучении казахстанских военных в Турции.

Более актуальным направлением сотрудничества после 2022 года стала транспортная логистика. Казахстан активно продвигает ТМТМ для альтернативного доступа к европейскому рынку. Турция в этом вопросе оказывает Астане разностороннее содействие, так как заинтересована в том, чтобы занять позицию ключевого узла в системе транспортировки между Азией и Европой.

Турция продолжает полагаться на культурно-идеологическую близость со странами ЦА и наращивает свое влияние в регионе. В новых условиях это хорошо сочетается с политикой многовекторности стран региона. Кроме культурно-гуманитарного и экономического сотрудничества, Турция и отдельные страны ЦА продолжают наращивать и военно-техническое взаимодействие. Новое дыхание после 2022 года получило транспортно-логистическое сотрудничество. Турция стремится объединить тюркоязычное пространство в Евразии в культурно-идеологическом, экономическом, транспортно-логистическом и военно-политическом планах.

При этом возможности Турции также не стоит сильно переоценивать, существует ряд ограничителей. В частности, Турция не может позволить себе игнорировать ключевые интересы других крупных акторов. Если интересы Турции и стран Запада в ЦА совпадают сразу по нескольким вопросам (создание торгового маршрута в обход России и альтернативных институтов), с интересами России и Китая дела обстоят сложнее. Также другим ограничителем могут стать внутренние проблемы в самой Турции. При Р. Эрдогане в последние годы Турция испытывает ряд социально-экономических и социально-политических проблем.

Полную версию статьи «Центральноазиатское направление политики Турции» читайте в журнале «Россия и новые государства Евразии».

Поделиться:
29