«Афганская четвёрка» получила неожиданное расширение
29 января в Кабуле состоялся интригующий форум – талибы впервые и неожиданно стали организаторами международного формата – саммита «Инициатива регионального сотрудничества Афганистана» (Afghanistan’s Regional Cooperation Initiative).
В конференции приняли участие 11 стран. Сразу обратим внимание на уровень: Россия, Китай и Иран направили своих спецпредставителей по Афганистану, остальные страны – Индонезия, Индия, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Узбекистан, Турция и Туркменистан – были представлены главами дипучреждений и миссий.
Примечательным является отсутствие представителей международных организаций, прежде всего ООН в лице ее Миссии по содействию Афганистану (МООНСА), что может являться реакцией талибов на последние ооновские инициативы («дорожная карта» и назначение Спецпредставителя), особенно в преддверии встречи в Дохе (18-19 февраля) под эгидой ООН.
Предполагаем, что изначально в Кабуле должна была состояться встреча «Региональной контактной группы» с участием ИЭА (так называемая «афганская четверка»: Иран, Китай, Пакистан и Россия). Однако талибы очевидно в самый последний момент сыграли в сторону расширения формата, тем самым обозначив свой региональный приоритет.
Любопытно, что подписание итогового документа не состоялось. Имеются сведения о том, что это произойдет позднее, после согласования в странах, не входящих в «четверку».
Основные тезисы, прозвучавшие на конференции
В повестку встречи, в основном, были включены вопросы регионального сотрудничества — разработка регионально-ориентированной концепции взаимоотношений; инвестиционные возможности Афганистана; сотрудничество в области укрепления афганских государственных институтов.
Из внерегиональной тематики, очевидно по инициативе талибов, были подняты вопросы единства в призыве к размораживанию афганского центробанка и требование к западу по отказу от санкционной политики в отношении Афганистана.
Такие «злободневные» для международного сообщества проблемы как права человека и инклюзивное правительства не поднимались вообще.
Выступление А.Моттаки, ИО министра иностранных дел ИЭА, принципиально нового в позиции афганской стороны не обозначило. Площадка конференции была использована для напоминания о негативном опыте иностранного вмешательства и попыток навязать Афганистану различные модели. Опять же озвучена позиция о неприемлемости назначения спецпредставителя Генсека ООН по Афганистану.
Не обошлось без антиизраильских заявлений.
Представитель КНР разъяснил позицию своей страны, основанной на признании и поддержке права Афганистана на самостоятельное определение своего будущего, а также недопустимости вмешательства в его внутренние дела. Указано, что в Китае все еще верят, что Соединенные Штаты возьмут на себя ответственность за разрушительные последствия своего двадцатилетнего присутствия в Афганистане.
Спецпредставитель РФ по Афганистану заявил о крайней важности отмены всех наложенных на Афганистан санкций и немедленной разморозки его финансовых активов. Эти вопросы будут подняты российской стороной в ходе предстоящей встрече в Дохе.
Спецпосланник Ирана обозначил два важнейших «компонента развития» Афганистана – добрососедство и «управление без дискриминации внутри страны». Последнее является явной отсылкой на инклюзивное правительство и положение шиитов. Озвучен тезис «Стабильный Афганистан – стабильный регион».
Представитель Пакистана назвал основным достижением действующих властей Афганистана создание централизованной власти и завершение насилия. С его слов, Афганистан должен реализовать свой потенциал в качестве регионального хаба и в Пакистане надеются на реализацию таких проектов как CASA-1000, Трансафганская железная дорога, ТАПИ.
Позиция Индии была названа основанной на развитии сотрудничества с Афганистаном. Отмечены различные донорские проекты Индии в этой стране.
Турецкий посланник отметил право афганского народа на самоопределение и необходимость сотрудничества с действующими властями Афганистана.
Как мы предполагаем, несмотря на изменение талибами формата, у членов «четверки» все же была возможность обсудить свои приоритетные вопросы в ходе пребывания в Кабуле, в т.ч. с целью «сверки часов» накануне дохийской конференции по Афганистану. На сегодня нет информации о том, примет ли афганский Эмират участие в ней. Определенно, что встреча 29 января позволила «четверке» скорректировать свою позицию по «дорожной карте» ООН, в большей степени отражающей позицию Запада.
Как нам видится, талибская «Инициатива регионального сотрудничества» стала месседжем всем заинтересованным сторонам и послужила первой международной площадкой, на которой власти ИЭА объявили о своих внешнеполитических приоритетах и констатировали «самостоятельный всесторонний диалог и сотрудничество со всеми государствами региона и мира», что очень важно опять же с учетом намеченного мероприятия в Дохе.
Кроме того, вполне возможно, что талибы, демонстрируя свои «региональные победы», надеются тем самым подтолкнуть США и их союзников на более конструктивный диалог с ними. Очень надеемся, что ожидаемое многоплановое сотрудничество по Афганистану не приведет к реализации полярных интересов мировых держав, «толчком» которых может выступить инициированный талибами формат кабульского саммита.
В целом же, без оглядки на геополитические моменты, «Инициатива» создает позитивный экспертный настрой в контексте подлинных региональных интересов. Как мы уже говорили, Афганистан находится на отрезке истории, который создал для него шанс для завершения исторической судьбы «кладбища империй», территории прокси-войн и объекта раскачки различных нарративов. Взамен геополитических устремлений эпохи идеологического противостояния должен прийти прагматизм, основанный на возможности реализации геоэкономического потенциала Афганистана.
Open World Foundation (OWF) ранее высказывал свое мнение, что нынешним властям Афганистана необходимо дать возможность реализовать долгосрочную экономическую стратегию, в разработке которой примет участие регион и международное сообщество. В этой связи выработка афганскими властями ясной и четкой позиции в отношении региональной политики является первым шагом на пути к многообещающему будущему.