«Афганистан: перекресток разногласий в геополитике»

25 января 2024 Аналитика

Значение Афганистана как транзитного хаба для Центральной Азии

На протяжении своей истории Афганистан был жизненно важным коридором для торговли между Западом и Востоком, Севером и Югом. Афганистан стратегически расположен в точке схождения четырех самых густонаселенных и богатых ресурсами в мире регионов: Южной, Центральной Азии, Ближнего и Дальнего Востока.

Благодаря географическому положению Афганистан являлся местом огромного богатства и процветания и вплоть до 16 века считался сердцем Центральной Азии, был на пересечении древних торговых путей, известных как Великий Шелковый путь, который соединял Азию с остальным миром. Некоторые маршруты вели на восток, в Китай, некоторые на север, к городам Бухара, Самарканд и Хива, а затем в кочевую степь. Другие направлялись на юго-восток в Индию, на запад в Иран, а затем впадали в Средиземное море и Европу. Любая торговля, которая велась по одному из этих маршрутов, проходила через Афганистан. Его города были стратегически расположены вдоль этих жизненно важных торговых путей и извлекали огромные выгоды как центры товарного обмена.

С 19 века Афганистан и прилегающие страны превратились в зону глобального соперничества. На этой территории колониальные державы и идеологические блоки участвовали в так называемой  «Большой игре» (англ. Great Game). Жесткое соперничество все еще продолжается.

В настоящее время Афганистан укрепляет свою роль в качестве ключевого транзитного пункта. Прежде всего транспортная связанность, как средство укрепления стабильности в Афганистане, приобретает значимость для стран Центральной Азии, в том числе благодаря стратегическому проекту Китая «Один пояс – один путь».

Как региональный сухопутный мост Афганистан играет ключевую роль в становлении перспектив справедливой торговли между Центральной и Южной Азией, что может привести к появлению новых моделей транзитной торговли в регионе. Изменения, произошедшие в последние десятилетия в мировой экономике, торговле и сфере сырьевых рынков, как никогда поднимают на совершенно новый уровень потенциальное стратегическое значение территории Афганистана для международных экономических отношений.

По сравнению с другими альтернативными маршрутами Афганистан обеспечивает самые короткие и экономичные направления автомобильных и железных дорог, трубопроводов и линий электропередачи между Центральной и Южной Азией. Это следует рассматривать как важную возможность для стран региона укрепить свои политические и экономические отношения, которые могут оказать существенное влияние на обеспечение безопасности в Афганистане на основе взаимных экономических интересов. В ближайшие десятилетия Афганистан может занять важное значение в евразийской континентальной торговой сети в качестве центрального связующего и транзитного хаба.

Прежние афганские лидеры, частный сектор и иностранные доноры – все они работали над восстановлением исторического статуса Афганистана как регионального торгового и транзитного хаба. Изменившиеся с 2021 года политические обстоятельства вновь предоставили Афганистану возможность по-новому укрепить региональные связи путем расширения торговли и внедрения других форм конструктивного двустороннего и многостороннего сотрудничества.

Нынешняя ситуация вокруг Афганистана во многих аспектах благоприятно отличается. Это утверждение связано с энергетической сферой – богатой в Центральной Азии и бедной в Южной Азии. В Центральной Азии есть избыток газа и энергоносителей, для которых нужен рынок сбыта. Южноазиатский рынок сбыта энергоресурсов является желанным для центральноазиатских республик из-за растущего спроса на газ и электроэнергию в Пакистане и Индии в силу динамичного прироста населения и географической близости. Таким образом, Афганистан обеспечивает уникальный наземный коридор для торговли энергоносителями и их транзита из Центральной Азии в Южную, который не может предложить никакая другая страна. Выгодная значимость транспортировки энергетических ресурсов была признана прежним и настоящим афганским правительством, странами региона и международными организациями.

В то же время, географическое положение Афганистана имеет решающее значение для региональной интеграции и взаимосвязанности, но само по себе не является панацеей. Создание условий, позволяющих государствам региона сотрудничать, в данном случае рассматривается как критически важное. Такие проблемы, как ситуация в области пограничной безопасности, дефицит инфраструктуры и отсутствие двусторонних и многосторонних соглашений для регулирования трансграничной торговли и перевозок, снижают шансы Афганистана на достижение амбициозных целей.

Но сейчас в 2024 году, можно утверждать, что выработка политики, основанной на совместном подходе на региональном и международном уровнях, с целью преодоления этих негативных взаимосвязанных тенденций является важным шагом на пути к обеспечению транзитного потенциала Афганистана, поддержанию политической, экономической и социальной целостности. Из-за меняющихся политических, экономических событий и улучшения ситуации в области безопасности Афганистан вновь становится центром притяжения интересов региона и мира. В последний год де-факто власти Афганистана сосредоточились на укреплении регионального сотрудничества, страна пытается решить проблемы и создать возможности путем реализации многообещающих региональных и трансрегиональных транзитно-транспортных инициатив. Талибы активизируют значительную часть своих усилий на укреплении, расширении и интенсификации региональных связей, особенно в экономической сфере.

Демонстрация геоэкономической роли Афганистана составляет основу региональной политики де-факто правительства и страна вскоре может стать объектом двусторонних и многосторонних связей между большей частью стран региона. Это не только поможет большому количеству населения в экономическом и гуманитарном плане, но и возродит и укрепит исторические и культурные связи народов региона больше, чем когда-либо прежде, а также сыграет ключевую роль в продвижении и ускорении становления сильной Азии с точки зрения экономических перспектив. Поскольку Афганистан и страны Центральной Азии не имеют выхода к морю, с одной стороны создание транзитного хаба имеет для региона жизненно важное значение для получения доступа к региональным и международным торговым рынкам.

По мере активизации усилий по расширению экономического сотрудничества в регионе, роль Афганистана как кратчайшего и наименее затратного связующего пункта между двумя регионами будет становиться все более заметной. В результате одним из наиболее фундаментальных аргументов развития транзитного потенциала является восстановление традиционной значимости этой страны как связующего звена между двумя регионами.

 

Государства Южной Азии образуют общий рынок с населением в почти 2 млрд. человек и страдают от нехватки энергии. Эта проблема может быть решена с помощью ТАПИ, который станет ключевым проектом интеграции и позволит транспортировать газ из Туркменистана через Афганистан в Пакистан и Индию. Порядка 800 километров трубопровода пройдут по территории Афганистана через провинции Герат, Фарах, Нимроз, Гильменд и Кандагар. В Афганистане трубопровод ТАПИ будет построен вдоль автомагистрали Кандагар-Герат на западе Афганистана, а затем через Кветту и Мултан в Пакистане. Конечным пунктом назначения трубопровода станет индийский город Фазилка, недалеко от границы с Пакистаном. Ожидается, что Афганистан ежегодно будет получать от этого проекта до 500 млн. долларов в виде пошлин и талибы готовы взять на себя ответственность за обязательства Афганистана по проекту.

Официальные лица государств-членов ТАПИ, включая Исламский Эмират, рассматривают это как нечто большее, чем проект, и верят, что всеобъемлющее партнерство приведет Афганистан и регион к процветанию, расширению сотрудничества и социально-экономическому развитию Центральной и Южной Азии. Газопровод ТАПИ принесет большие выгоды в области экономики, безопасности, социальной и культурной жизни региону и его четырем странам-членам, особенно Афганистану. С другой стороны, этот проект способствует экономическому росту, повышению покупательной способности населения, сокращению безработицы и бедности, снижению цен на газ по всей стране и стабилизации экономического и стратегического положения Афганистана в целом.

Большое значение имеет проект «Центральная Азия – Южная Азия CASA-1000» в области транзита электроэнергии из Кыргызстана и Таджикистана в Афганистан и Пакистан протяженностью 1250 километров. В рамках инициативы в этих странах будут проложены новые линии электропередачи.

Расширение экономического сотрудничества между Центральной и Южной Азией в значительной степени зависит также от сухопутного сообщения. Афганистан, как кратчайший путь между двумя регионами, рассматривается как один из основных участников процесса формирования международных мультимодальных коридоров. Автомобильные маршруты между Центральной и Южной Азией через Афганистан могут значительно сократить перевозки с точки зрения времени и стоимости, более того, это привело бы к увеличению товарооборота между двумя регионами. Если еще учесть экономический эффект от потенциальных железнодорожных маршрутов, соединяющих страны Центральной и Южной Азию через Афганистан, то преимущества сухопутного сообщения между двумя регионами будут намного выше.

В контексте роста перевозок по направлению «Восток-Запад» и «Север-Юг» международные транспортные маршруты получают особую значимость для становления Афганистана и стран Центральной Азии, а именно «Лазуритовый коридор», «Китайско-пакистанский экономический коридор», проект «Среднего Коридора», мультимодальный международный транспортный коридор «Север – Юг» и «Трансафганский транспортный коридор».

Учитывая выгоды, которые все эти проекты дадут Центральной Азии, можно утверждать, что в первую очередь будет получена важная возможность для выхода к Мировому океану, а это в свою очередь позволит преодолеть серьезное препятствие для доступа к другим рынкам.

Резюмируя вышеизложенное, стоит отметить, что наиболее значимой проблемой как для Афганистана, так и для государств региона остается геополитическая ситуация.

Во-первых, существуют препятствия на пути установления региональных связей через Афганистан, так как это государство пережило более четырех десятилетий войны, и ее разрушительные последствия продолжают оказывать свое влияние. Длящиеся годами в Афганистане прокси-войны привели к серьезным системным недостаткам в госуправлении и экономике.

Во-вторых, прежние афганские власти за последние годы так и не смогли разработать устойчивую стратегию, обеспечивающую стране экономическую самодостаточность и теперь страна тяжело переносит зависимость от иностранной помощи. Финансирование проектов по транзиту через Афганистан обходится достаточно дорого, и их реализация зависит от позиции других стран. Продолжающаяся финансовая поддержка гуманитарного измерения имеет решающее значение для преодоления экономических вызовов и проблем Афганистана. В то же время, помощь международных доноров постепенно уменьшается, и к тому же все чаще сталкивается с острой ее критикой со стороны гражданского общества.

В-третьих, пограничная напряженность, правовая нестабильность и бедность являются, среди прочего, основными текущими препятствиями.

Афганистан, в силу своего особого геополитического положения, в течение многих лет рассматривался как точка конфликта интересов региональных и трансрегиональных стран, что оказало сильное негативное влияние на ситуацию в целом. В итоге, Афганистан стал жертвой регионального и глобального соперничества между влиятельными державами, когда противоборство на региональном и международном уровнях создало значительные проблемы. И сегодня факторы социальной и экономической, пограничной и территориальной напряженности используются определенными интересантами для того, чтобы Афганистан сохранял нестабильность, чтобы иметь возможность вмешиваться и добиваться своих интересов.

В целом, правительству страны целесообразно разработать долгосрочную экономическую стратегию, соответствующую его запросам и возможностям, с тем чтобы наилучшим образом использовать региональные возможности с целью улучшения и укрепления регионального транзитного сотрудничества. Нужен как минимум план, в котором будут излагаться отношения страны со своими ближайшими соседями и региональными организациями на три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

В то же время, отсутствие международной легитимности у афганского правительства мешает странам региона разрабатывать столь необходимые собственные долгосрочные внешнеэкономические стратегии и политики в отношении Афганистана для обеспечения баланса между интересами конкурирующих стран в регионе и за его пределами. Годы напряженности, политических споров в отношениях, враждебности и конфликтов в регионе доказали, что судьбы соседних стран взаимосвязаны, вызовы и проблемы одной страны могут иметь пагубные последствия для других.

Афганистан – страна с огромным потенциалом с точки зрения стратегического географического положения, природных ресурсов, молодой демографии. Выработка афганскими де-факто властями ясной и четкой позиции в отношении региональной политики, заключение межгосударственных соглашений с целью поддержания экономической стабильности может рассматриваться как жизненно важный шаг к развитию транзитно-транспортного потенциала, имеющего значительное влияние для стран Центральной Азии.

Приверженность Талибана и правительств других соседних стран единой цели создания транзитных маршрутов в регионе будет означать, что стратегическое географическое положение Афганистана, как перекрестка в Азии, будет приносить взаимовыгодные преимущества стране и региону. В то же время, влияние зарубежных стран, в том числе соседей Афганистана, может также способствовать сохранению долговременных негативных тенденций и препятствовать достижению целей экономического роста, направленных на реализацию транзитных связей.

Все эти факторы требуют скоординированных усилий стран на региональном и международном уровнях, основанных на прагматичном подходе для разворота «Большой игры» в сторону интересов региона.

Поделиться:
1 573