Визит Алиева в Турцию и тюркский мир
Фото: musavat.com
18-19 февраля 2024 года глава Азербайджана Ильхам Алиев с супругой находился с официальным визитом в Турции.
На экранах местных СМИ демонстрировали пышный прием в его честь-церемонию с военными, оркестрами, залпами и всадниками. На голубой ковровой дорожке — цвета, символизирующего тюркский мир, Реджеп Тайип Эрдоган приветствовал Алиева, прибывшего в Анкару по приглашению своего коллеги и брата. Этот визит имеет важное значение и является редкой демонстрацией и редким примером таких тесных дружественных взаимоотношений между лидерами стран.
Чем примечателен этот визит и каковы его итоги для Турции и Азербайджана, и для всего тюркского мира?
Это первый визит Ильхама Алиева в Турцию после переизбрания его на пост президента. Первый государственный визит главы за пределы своей страны означает приоритеты государства во внешней политике. Поэтому это не случайно, так как первый зарубежный визит Эрдогана также был в Азербайджан.
Выборы, в итогах которых никто не сомневался, состоялись и теперь настало время смотреть вперёд. Времени как мы видим не так много (в человеческом измерении может быть много), но для государственной политики это краткосрочная перспектива. О чем я говорю? Речь идет о времени правления Эрдогана в Турции, как известно, во время выборов и после в Турции и Азербайджане мы видели, что тюркский вектор тюркская повестка была преобладающей. К сожалению, турецкая оппозиция не предлагала конструктивных решений и показала себя не с очень хорошей стороны и во время выборов, и во время 2-ой Карабахской войны. Продолжится ли поддержка этой политики после 2028-го, вопрос открытый и поэтому — время дорого. Народ подтвердил свою поддержку в прошлом году Эрдогану и президенту Алиеву сейчас: карт-бланш выдан, слово дано, дело за реализацией. Необходимо осуществить все действующие и запланированные проекты.
Взаимная поддержка и развитие этих проектов важны в плане геополитическом. На днях завершилась Мюнхенская конференция по безопасности, где Алиев и Пашинян встречались. Здесь премьер-министр Армении сделал пару громких заявлений, где можно вновь уловить «перетягивание» Армении на сторону Запада и попытки растянуть на долгое время процесс подписания мирного договора между Баку и Ереваном. Вышедшая публикация в греческих СМИ о наложении вето для Украины на беспилотники Байрактар со стороны Греции, греческой части Кипра и Франции также демонстрирует нам позицию стран Запада, которые в своей антитурецкой эйфории иногда действуют по принципу «назло бабушке уши отморожу». Произнесенная Алиевым фраза, что «Турция – гарант мира, стабильности и сотрудничества в нашем регионе», имеет глубокое значение.
Учитывая сложную геополитическую обстановку в мире, размывание границ миропорядка, основ коллективной безопасности в регионах, попрание норм и принципов международного права, страны вынуждены действовать по принципу «кто сильный, тот прав». В данном контексте взаимоотношения двух братских стран эволюционировали от простого взаимодействия к союзническим. Это касается, в первую очередь, военно-политического сотрудничества, благодаря которому доблестная азербайджанская армия восстановила историческую справедливость.
Развитие указанных военно-политических связей между тюркскими странами имеет ключевое значение в нынешней ситуации в мире. Налицо ситуация на поле боя на Украине, которая полностью зависит от помощи США и западных союзников. А тем временем США заняты внутриполитической борьбой. Здесь идет борьба между демократами и республиканцами в конгрессе: оказать или не оказать необходимую военную помощь. Плюс к этому одиозные выступления Трампа и сейчас Европа всерьёз задумалась о своей собственной безопасности без США.
Во время визита речь шла также об увеличении объемов взаимной торговли, доведении их до 15 миллиардов долларов, увеличении объемов транспортировки энергоресурсов из Азербайджана. На встречах делегации говорили о реализации двух важных для анклава Азербайджана проектов: железнодорожная дорога Карс-Нахчыван и газопровод Ыгдыр- Нахчыван.
Кроме того была подчеркнута важность создания азербайджанско-турецкого университета наподобие тех, которые успешно функционируют в Казахстане и Кыргызстане.