США, Афганистан и Пакистан: возвращение интереса или очередная иллюзия?
Несмотря на то, что регион Южной Азии долгое время выпадал из приоритетов внешней политики Вашингтона, визит Дональда Трампа в Саудовскую Аравию, Катар и ОАЭ вновь поднимает вопрос: возможен ли перезапуск американского интереса к Афганистану и Пакистану?
Пока факты говорят об обратном. Новая администрация США отказалась восстанавливать диппредставительство в Кабуле и заморозила гуманитарную помощь, что еще больше отдалило отношения с правительством Талибана.
Параллельно Пакистану приходится лавировать: США оказывают давление с целью разрыва тесных экономических связей с Китаем, просят уступок по тарифам и требуют усиления борьбы с экстремистскими группами. На фоне обострения конфликта в Кашмире Пакистан вновь оказался в центре внимания, и Вашингтон рассматривает возможность сыграть роль «миротворца» между Исламабадом и Дели – той самой роли, которую США пока не удается выполнить ни в Газе, ни в Украине.
Для «Талибана» и пакистанской элиты Трамп выглядит как шанс на «новую главу» – менее морально окрашенную и более транзакционную. Однако риторика Белого дома пока не подкрепляется действиями.
Будет ли этот всплеск интереса США к региону устойчивым, или он снова растворится в стратегических приоритетах, определяемых исключительно в логике America First – покажет время. Пока же и Пакистан, и Афганистан остаются скорее объектами, чем субъектами внешнеполитической игры Вашингтона.
По мотивам статьи Marvin G. Weinbaum, Middle East Institute