ООН и Афганистан: обновление санкционного режима против талибов
по мотивам доклада Crisis Group
С 2021 года СБ ООН оказался в тупике: признавать или изолировать де-факто власти? Первоначальный консенсус (не признавать) постепенно размывается. Россия в июле 2025 года первой пошла на официальное признание. Китай также развивает дипломатические контакты.
На этом фоне в Совбезе все громче звучит идея обновления санкционного режима против талибов. Действующие меры (эмбарго на поставки оружия, заморозка активов и запрет на поездки) были зафиксированы еще в резолюции 2255 (2015). Сегодня они выглядят архаично: в тексте даже сохраняются ссылки на уже не существующие структуры бывшей республики.
Талибы рассматривают эти санкции как форму «экономической войны». Их сохранение подрывает гуманитарную и экономическую деятельность: даже при исключениях 2021 года (резолюция 2615) банки и компании не спешат работать с Афганистаном. Кроме того, устранение устаревших положений и введение системы «пошаговых уступок» могло бы стать рычагом в переговорах.
Варианты корректировки:
1) Установить четкие ориентиры: контртерроризм, недопущение использования территории международными джихадистами, смягчение ограничений на права женщин и девочек.
2) Ввести периодический пересмотр санкций (по аналогии с режимом в отношении «Аль-Каиды» и ИГИЛ).
3) Согласовать систему «quid pro quo» (пошаговый обмен уступками), т.е. за конкретные шаги со стороны Кабула предлагать санкционное послабление.
На практике даже частичное смягчение санкций ООН не изменит ситуацию, пока остаются более жесткие ограничения США. Но общий подход Совбеза мог бы стать сигналом для запуска нового раунда диалога.
Crisis Group считает, что санкционная реформа – это один из немногих инструментов давления и стимулов одновременно, которыми ООН еще располагает.
@openworld_astana