Новая «Большая игра» в Центральной Азии: кто соперник Китая?
По мотивам статьи Nikola Mikovic, The Times of Central Asia, 8 апреля
На фоне растущего интереса Китая, ЕС и Турции к Центральной Азии США демонстрируют весьма противоречивый подход к региону. Несмотря на статус крупнейшей мировой экономики, Вашингтон отстает по уровню влияния от других игроков — особенно в таких странах, как Таджикистан и Туркменистан.
Одновременно с этим администрация Трампа пересматривает внешнеторговую политику, вводя 27% пошлины для Казахстана — больше, чем для остальных стран региона (10%).
Казахстан уже начал консультации с Вашингтоном о возможных исключениях — в частности, для «критически важных» минеральных ресурсов, недавно обнаруженные запасы которых вывели страну на 3-е место в мире.
Пока США выглядят нерешительными, Пекин укрепляет позиции через экономические инструменты, а Евросоюз и Анкара пытаются встроиться в новые логистические цепочки и политические форматы. ЕС усиливает работу с регионами, чтобы сбалансировать присутствие России, особенно после начала конфликта в Украине.
В этих условиях Казахстан стремится к балансу. Президент Касым-Жомарт Токаев предлагает заменить конкуренцию эпохи империй на «Великую выгоду для всех» в Евразии. Однако вопрос остается открытым: кто действительно станет системным противовесом Китаю в Центральной Азии?
Америка временно отступает. ЕС и Турция наращивают активность. Китай — уже не просто игрок, а реальный центр силы. Центральная Азия остается ареной многополярного соревнования, где борьба разворачивается не только за рынки, но и за будущее модели регионального развития.
🔜 @openworld_astana