МНЕНИЕ: Афганистан и регион на пороге этнического национализма
Издание Etilaatroz рассматривает одну из самых чувствительных тем – рост этнонационализма в Афганистане и его последствия для всего региона.
Еще в эпоху Британской империи границы проводились без учета этнической мозаики. «Линия Дюранда», разделившая пуштун между Афганистаном и Британской Индией, стала символом несправедливости. Если многие страны смогли смириться с колониальными картами, то Афганистан до сих пор живет в тени этой линии.
В XIX–XX вв. ислам играл роль объединяющей силы, от борьбы с Британией до джихада против СССР, разные этносы Афганистана временно забывали разногласия. Но после исчезновения «внешнего врага» религиозная солидарность ослабла, а на первый план вышли этнические различия. Сегодня, несмотря на исламскую риторику «Талибана», их власть все больше приобретает черты пуштунского национализма.
На первый план вновь выходит лозунг пуштунских националистов: «Юг и Север – один афганец». Его отражением стали и недавние заявления заместителя министра внутренних дел талибов Наби Умари о возвращении «утраченных земель» от Пакистана. В поддержку талибов активно выступают пуштунские движения по обе стороны границы, включая «Движение за защиту пуштун» (Pashtun Tahafuz Movement).
Однако за пределами пуштунской общины этнонационализм вызывает опасения. Узбеки, таджики и хазарейцы все меньше готовы мириться с политическим и культурным доминированием пуштунов. Одновременно этническая солидарность усиливается и в соседних странах: Таджикистан открыто выражает символическую поддержку своим единоплеменникам в Афганистане.
Стремление к «Великому Пуштунистану» сталкивается с суровой реальностью. Националистические мечты часто противоречат современным экономическим интересам, ведь значительная часть пуштунов встроена в пакистанскую инфраструктуру и бизнес, включая крупнейшие города. Тем не менее история показывает, что символы и идентичность способны перевешивать логику материальной выгоды.
Регион стоит перед выбором. Или этнические стремления будут встроены в систему диалога и баланса интересов, или же сценарий затяжного конфликта окажется неизбежным. И хотя опыт Европы показывает возможность мирной трансформации этнонационализма в сотрудничество, в Афганистане и Пакистане пока доминируют другие тенденции.
Подготовлено на основе статьи Etilaatroz
@openworld_astana