К «тайнам мадридского двора»

20 февраля 2025 Мир за ночь

Афганское издание Ettelaat-e-Rooz задается вопросом: почему отсутствуют ключевые фигуры движения «Талибан» и посвящает этому большую статью. Приводим выдержки из нее.

В течение примерно месяца Сираджуддин Хаккани, мулла Якуб и мулла Абдул Гани Барадар не присутствуют в своих кабульских офисах. За это время Хаккани успел побывать в ОАЭ и КСА, а мулла Барадар – в Катаре. Не было опубликовано никаких фотографий, видео или репортажей, на которых мулла Якуб находится в своем кабинете.
На прошлой неделе мулла Барадар посетил Доху и встретился с премьер-министром Катара. После санкционный комитет ООН объявил, что Барадар отправился в Катар на месячное лечение – запрет ООН на его поездки был снят с 9 февраля по 3 марта.
Пресс-секретарь «Талибана» сообщил 5 февраля, что Хаккани вернулся из поездки в ОАЭ. Но этого не произошло.

Лидер «Талибана» скептически относится к визитам официальных лиц группировки в страны Персидского залива, но до сих пор ему не удалось решить вопрос контроля этих поездок. Во времена коммунистического режима в Москву на «лечение» ехали, как правило, те, кто должен был либо потерять свою власть, либо войти в Афганистан с новой ролью.

После выступления Аббаса Станикзая в Хосте против лидера талибов мулла Барадар перестал присутствовать в президентском дворце. Даже после нападения на офис МООНСА он провел встречу с сотрудником ООН в гостевом доме, а не в официальной резиденции.
После его выезда в Катар пошли слухи о том, что он был вынужден покинуть Афганистан под давлением лидера талибов.

Шер Мохаммад Аббас Станикзай сделал противоречивые замечания в присутствии муллы Барадара во время церемонии выпуска религиозных студентов в Хосте, на одной из традиционных баз «сети Хаккани». Он подчеркнул, что запрет на образование девочек не имеет религиозного оправдания и что действия талибов нарушают права 20 млн афганских женщин.
После этого выступления лидер талибов арестовал Станикзая и запретил ему покидать страну, но ему удалось покинуть Афганистан с помощью «сети Хаккани». В то же время молчание муллы Барадара в ответ на высказывания Станикзая было истолковано как согласие с этой критикой в адрес руководства «Талибана». Официальные лица в Кандагаре считают, что никто не должен публично критиковать эмира «Талибана», и такой поступок считается формой неповиновения.

Заявления Станикзая имели далеко идущие последствия для Сираджуддина Хаккани и муллы Барадара. Кандагарские талибы назвали эти заявления формой мятежа и в ответ направили в Кабул специальное подразделение.
До прибытия этого подразделения в Кабул «сеть Хаккани» имела обширное военное влияние в столице, но развертывание этих новых сил ослабило контроль Хаккани над Кабулом.
«Сеть Хаккани» считает, что лидер «Талибана» систематически снижает ее политическую, экономическую и экономическую мощь. Эти опасения усилились после убийства Халил-ур-Рехмана Хаккани, дяди С.Хаккани и одной из ключевых фигур в «Сети», и вызвали рост недоверия между восточными и южными талибами.
Некоторые наблюдатели считают, что отказ Хаккани вернуться в Кабул является признаком его протеста против исключительности Ахундзады. «Сеть Хаккани» теперь чувствует, что теряет свои позиции во властных структурах «Талибана».

В интервью SpaceX 4 февраля Забихулла Муджахид признал, что лидеры талибов расходятся во мнениях по некоторым вопросам, но назвал это «нормальной ситуацией» и сказал, что это не означает внутреннего конфликта.
Спустя три с половиной года после возвращения талибов к власти их внутренние разногласия становятся все более очевидными с каждым днем, вопреки заявлениям группировки о единстве в руководстве.

Поделиться:
5