Талибы – казнить нельзя помиловать …
29 декабря 2023 г. власти Казахстана объявили о своем решении исключить «Движение Талибан» из списка запрещенных в стране зарубежных организаций. Как и ожидалось, данный шаг нашел свое противоречивое отражение в мнениях различных кругов.
Спойлер: для многих наших отечественных «афганских» экспертов это стало новогодним и долгожданным подарком.
Не будем акцентировать внимание на импульсивных тезисах (их можно спокойно найти на просторах Интернета). Данные оценки имеют право на жизнь, но, прежде всего, они основаны на политических (идейных), личных и религиозных убеждениях и не могут быть объективными по существу. В этих мнениях авторы целенаправленно путают «международно-правовое признание» (как односторонний акт государства в отношении другого государства/правительства) с нормами национального (внутреннего) законодательства РК.
Справка: нахождение талибов в списке запрещенных в РК организаций не относится к институту международно-правовых санкций, т.е. не является односторонней принудительной мерой, применяемой государством к государству, нарушившему международно-правовые нормы.
Более прагматичные эксперты считают, что для Казахстана важно укреплять отношения с Афганистаном. Такое сотрудничество не представляет угрозы внутренней безопасности, поскольку «Талибан», став правящим режимом, крайне заинтересован в международном признании, стремиться наладить действительно конструктивные отношения с соседями и мировым сообществом.
Отдельно необходимо отметить реакцию российской стороны. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова: «Надеемся, что такое решение Астаны позитивно скажется на развитии диалога с властями Афганистана, укрепит взаимное доверие, в том числе в деле общих усилий по поддержанию региональной безопасности, борьбы с терроризмом и наркопреступностью».
Прошли, но не получили актуальности, сообщения о подготовке акций протеста афганских активистов у дипмиссий Казахстана в США и Европе. Оппозиционный талибам «Фронт за свободу Афганистана» выразил недоумение и беспокойство, т.к. поддержка талибов может привести к негативным последствиям, а отказ признать их террористами посылает отрицательный сигнал простым афганцам. В отдельных российских СМИ шаг Казахстана назван фактической политической реабилитацией бренда «Талибан» и джихада в глазах общественного мнения.
В этой связи постараемся разъяснить позицию «Открытого мира».
Талибы попали в национальный перечень запрещенных в Казахстане террористических структур согласно решению Верховного Суда от 15 марта 2005 года. На то время талибы активно противостояли возглавляемой НАТО международной военной коалиции, начавшей в октябре 2001 года операцию «Несокрушимая свобода» в ответ на террористические акты 9/11.
Что же произошло по прошествию более 18 лет с этого судебного решения? Территория Афганистана так и не была освобождена от влияния талибов, более того, после поспешного вывода иностранных войск они вновь пришли к власти, взяли под свой контроль всю страну, и в настоящее время в представлении большинства государств мира являются де-факто властями Афганистана. 20 долгих лет войны унесли жизни 176 тыс. человек.
Сегодня более 20-и стран имеют с ИЭА фактические дипломатические отношения. Среди них все соседи Афганистана, Казахстан и Кыргызстан, Китай и Россия. В Кабуле действуют посольства 16-и стран: Казахстан, Индия, Индонезия, Иран, Италия, Катар, Китай, Кыргызстан, ОАЭ, Пакистан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан и Япония. В текущем году планируется возобновление деятельности дипмиссии Азербайджана. По нашим подсчетам, с августа 2021 года главный талибский дипломат Муттаки совершил 19 зарубежных визитов в 9 стран.
Также необходимо обратить внимание на то, что, по данным открытых источников, «Движение Талибан» в настоящее время запрещено лишь в 3-х странах (из 193-х членов ООН) – Канаде, России и Таджикистане. Также талибов нет в списке террористических организаций Госдепа США, но в нем присутствуют их пакистанские «коллеги» — Техрик-е Талибан Пакистан (ТТП).
Другой факт: в ООН «Движение Талибан» никогда не классифицировалось как террористическое (экстремистское, радикальное и т.д.) В настоящее время в отношении правительства ИЭА (талибов) в ооновской системе используется определение «де-факто власти» (de facto authorities, DFA), что уже о многом говорит. Никаких санкций со стороны UN в отношении «Талибан» как организации не вводилось. Действуют только персональные санкции в отношении отдельных талибов, введенные резолюцией 2255 (2015) СБ ООН от 21 декабря 2015 года. Это решение предусматривает три меры (замораживание активов, запрет на поездки и оружейное эмбарго) в отношении лиц, включенных в соответствующий перечень Комитета 1988 СБ ООН. По имеющимся данным, на сегодняшний день в него входит порядка 45-50 членов талибского правительства на центральном и региональном уровнях.
При всем при этом, как мы уже говорили ранее, наша страна заняла активную позицию в отношении Афганистана – наращивается торгово-экономическое сотрудничество и гуманитарная помощь. Уверены, что как наиболее развитое государство в Центральной Азии Казахстан должен наращивать политический потенциал в регионе по решению вопросов безопасности дипломатическими и экономическими путями, в цивилизационном ключе в формате международного права и положений ООН.
Учитывая вышеизложенное, возникает резонный вопрос: почему Казахстан, позиционирующийся в качестве ответственного участника международного сообщества, вносящего весомый вклад в обеспечение международной и региональной безопасности, и в условиях, когда Афганистан вновь приобретает мировой и региональный «тренд», должен считать талибов террористической организацией на законодательном уровне? На наш взгляд решение об исключении «Талибан» из запретного списка было даже несколько запоздалым.