Сумерки международного миротворчества

По мотивам лекции Richard Gowan (Crisis Group) для Женевского центра по вопросам безопасности

Миротворческая архитектура, выстроенная после Холодной войны, переживает системный кризис. Если 1990-2000-е стали эпохой институционального строительства с расширением мандатов ООН, появлением МУС, укреплением ОЗХО и ростом региональных форматов, то сегодня этот ландшафт деградирует и фрагментируется.

Три признака упадка:
— Политическая парализация. Мировая конкуренция великих держав блокирует дипломатические усилия в СБ ООН: Сирия, Украина, Судан, Газа. Все это примеры, где механизмы ООН либо исключены, либо маргинализированы.

— Уход в «миналатерализм» — все чаще конфликты пытаются решать «коалиции желающих», но без опоры на институты (логистика, контроль, гуманитарный компонент).

— Неприязнь к институтам. В Мали, Иране, Израиле и других странах международные организации воспринимаются как внешнее давление или политически ангажированные субъекты, а не как нейтральные посредники.

Примеры:
— В Судане после 2023 года миротворческие миссии буксуют: ни Афросоюз, ни ООН, ни посредники от США, ЕС, Саудовской Аравии не могут консолидировать усилия.
— В Гаити неудача кенийской миссии без мандата ООН показала, что даже смелость не заменит логистики и легитимности.
— В Газе попытка США и Израиля создать альтернативу UNRWA в виде частной инициативы под названием Gaza Humanitarian Foundation привела к хаосу и жертвам среди гражданского населения, не обеспечив необходимого уровня координации и защиты, присущих агентствам ООН.

В итоге международные усилия по урегулированию становятся политически мотивированными и часто лишенными механизмов имплементации соглашений. Как пишет Гован, миротворцы нового поколения все чаще «начинают с нуля», игнорируя наработанный институциональный опыт.

Полная статья в Crisis Group

Поделиться:
18