Обзор макроэкономического развития стран ЦА от ЕБРР: чем оправдан оптимизм?

Позади остался третий квартал текущего года, что заставляет экономистов оценить текущую динамику развития экономик разных стран и внести корректировки в прогнозы. В сентябре Европейский банк реконструкции и развития опубликовал доклад о текущем состоянии и перспективах развития экономик стран, где он осуществляет деятельность. Аналитики ЕБРР в целом выражают оптимизм в отношении перспектив экономического развития стран ЦА.

Казахстан

По итогам первого полугодия экономика Казахстана выросла на 3,2 % в годовом выражении. Основными драйверами роста выступают сферы промышленности и торговли, которые обеспечили 0,8 % и 0,6 % роста соответственно. Правительство продолжает реализовывать планы по диверсификации экономики, делая ставку на развитие обрабатывающей промышленности, что дает свои плоды.

В этом году наблюдается снижение экспорта Казахстана. При этом импорт снизился еще больше, что привело к увеличению профицита торгового баланса на 36 %.

Уровень инфляции в Казахстане начиная с февраля 2023 года снижался в течение длительного периода. Однако в июле текущего года он вырос до 8,6 %. Основным фактором разгона цен стало увеличение расходов на коммунальные услуги. Нацбанк республики на этом фоне ведет осторожную денежно-кредитную политику.

Ожидается, что к концу 2024 года экономика республики ускорит рост с 3,2 до 4 %. Обеспечить такой рост может увеличение госрасходов на ликвидацию негативных последствий от наводнений. Аналитики ЕБРР прогнозируют, что в 2025 году рост экономики республики ускорится до 5,5 %. Важным фактором может выступить запланированное расширение нефтяного месторождения Тенгиз.

 

Киргизия

Рост экономики Киргизии в январе — июле текущего года составил 8,7 % в годовом выражении. Примечательно, что одним из ключевых драйверов стала сфера туризма. Туризм обеспечил 2,7 % роста. Другими важными факторами стали увеличение денежных переводов мигрантов на 12 % и рост заработных плат на 5,2 %, что в свою очередь привело к повышению потребительской активности и росту торговли в целом.

В Киргизии также наблюдается рост производства обрабатывающей промышленности. Однако промышленность в целом стагнирует (рост всего на 0,8 % г/г) из-за снижения добычи полезных ископаемых.

К июлю текущего года уровень инфляции в целом стабилизировался и составляет 4,1 % г/г, что ниже целевого показателя. На этом фоне Нацбанк Киргизии снизил ключевую ставку до 9 %.

Ожидается, что ВВП Киргизии по итогам 2024 года прибавит 9 %, но рост замедлится в 2025 году до 7 %. Одним из основных факторов риска для экономики остается потенциальная эскалация вторичных санкций.

Таджикистан

Таджикистан наравне с Киргизией демонстрирует наиболее быстрые темпы роста экономики в регионе. По итогам первого полугодия объем производства в республике увеличился на 8,2 % в годовом выражении. Также розничная и оптовая торговля выросла на 11,6 % г/г, что отражает повышенный уровень спроса.

Экспорт республики вырос на 46 % г/г во многом благодаря росту продажи золота. Однако дефицит торгового баланса остается крайне высоким — 2,5 млрд долл. из-за увеличения импорта минеральных продуктов, продуктов питания и химикатов.

В июле текущего года инфляция снизилась до 3,4 % г/г, что позволило Нацбанку смягчить денежно-кредитную политику, уменьшив ключевую ставку до 9 % в августе. Укрепление сомони (на 2,5 % по отношению к доллару) также способствовало сдерживанию инфляционного давления.

Ожидается, что в этом году ВВП Таджикистана прибавит 8 %, но рост экономики замедлится до 7 % в 2025 году. Одним из основных факторов риска для экономики остается потенциальное сокращение денежных переводов мигрантов из России.

 

Туркменистан

По итогам первого полугодия ВВП Туркменистана вырос на 6,3 % в годовом выражении. Во многом данный рост обеспечен увеличением инвестиций в инфраструктурные проекты. Сфера услуг выросла на 7,9 % г/г.

Запуск нового единого окна для экспортно-импортных операций повысил эффективность таможенных процедур и упростил транзитные процедуры, что позволило увеличить грузооборот. В результате транспортный сектор расширился на 7,3 %, а морские грузоперевозки выросли на 8,2 %.

Ожидается, что темпы роста экономики Туркменистана сохранятся примерно на одном и том же уровне в 2024 и 2025 годах — 6,3 %. Для экономики Туркменистана рискованной остается ситуация вокруг китайской экономики, замедление которой также может привести к сокращению импорта энергоресурсов.

Узбекистан

ВВП Узбекистана вырос на 6,4 % в годовом выражении по итогам первого полугодия. 2,8 % роста обеспечил сектор услуг благодаря увеличению денежных переводов мигрантов и притока туристов.

Дефицит торгового баланса Узбекистана увеличился до 7,3 млрд долл. Ухудшение ситуации вокруг дефицита произошло на фоне резкого увеличения импорта энергоносителей — на 78 % в январе — июле.

Инфляция в июле составила 10,5 %, что является нормальным показателем на фоне экспансионистской фискальной политики (увеличение госрасходов и уменьшение налогов), девальвации валюты и корректировки тарифов на энергоносители. ЦБ республики в июле снизил ключевую ставку с 14 до 13,5 %.

По прогнозам, экономика Узбекистана будет расти примерно на одном и том же уровне в 2024 и 2025 гг. — 6 %. Основным фактором риска остается дефицит энергоносителей.

Экономики стран ЦА продолжают устойчивый рост, при этом сохраняются и риски, во многом связанные с внешними факторами. Примечательно, что в странах региона, особенно в Казахстане и Киргизии, наблюдается рост обрабатывающей промышленности, что способствует диверсификации экономики и снижению зависимости от экспорта полезных ископаемых. Отдельного внимания заслуживает потенциал сферы туризма, рост которой способствовал росту торговли в Киргизии и Узбекистане.

Полную версию обзора читайте на сайте ЕБРР.

Поделиться:
15