Моджахеды как альтернатива «Талибану»
Почти четыре года прошло с момента возвращения «Талибана» к власти в Афганистане. За это время бывшие лидеры моджахедов, которые еще недавно определяли политический ландшафт республики, постепенно вернулись в повестку – на встречах в изгнании, в онлайне, в рамках новых коалиций. Однако может ли кто-либо из них всерьез претендовать на статус альтернативы нынешнему режиму?
Анализ показывает, что лидеры моджахедов не обладают ни политическим, ни организационным потенциалом, чтобы предложить жизнеспособную альтернативу Талибану.
Их мышление остается глубоко этнически и сектантски ориентированным, подход к власти – через личные связи и круговую поруку, а привычка к коррупции и борьбе за внешнюю поддержку (от Ирана и Пакистана до США) – по-прежнему основа их поведения.
Раз за разом, с 90-х годов до падения республики в 2021 году эти фракции демонстрировали неспособность к единству и отказ от долгосрочного видения, предпочитая разменивать внутреннюю стабильность на краткосрочную выгоду.
🇵🇰 Отдельный акцент – роль Пакистана. И моджахеды, и талибы выросли в тени пакистанской разведки. Их столкновения – не столько борьба принципов, сколько смена поколений в одном и том же сценарии. Некоторые лидеры моджахедов даже осуждали авиаудары Индии по Пакистану, демонстрируя явную политическую зависимость.
Но альтернатива есть. Это – женские протестные движения, гражданские активисты, молодежь и диаспора.
Если и существует шанс на реальную альтернативу, то он лежит не в возвращении прежней элиты, а в формировании новой – той, что говорит от имени граждан, а не фракций.
При этом любое зацикливание на этнических, религиозных и исторических разногласиях играет на руку «Талибану». Они умело используют языковые и этнические линии разлома, чтобы ослабить оппозицию и вовлечь отдельных ее представителей в собственные структуры.
По материалам издания 8am.media