Иранский Белуджистан: формирование коалиции Popular Fighters Front
В декабре 2025 года несколько иранских белуджских сепаратистских и вооруженных группировок объявили о создании коалиции под названием «Popular Fighters Front» (Jаbhe-ye Mobārezān-e Mardomi, JMM, «Фронт народных бойцов»). Новый формат позиционируется как попытка консолидировать разрозненные «силы сопротивления» белуджского региона на фоне продолжающегося конфликта между местными группами и властями Исламской Республики.
Согласно опубликованному манифесту, в коалицию вошли как политические движения, так и вооруженные формирования. Среди них упоминаются маргинальные и малоизвестные PADA Baluch и Harakate Nasr Baluchistan, а также «Джейш аль-Адл» («Армия справедливости») Последняя является наиболее активным и известным вооруженным крылом белуджского подполья. Также заявлено участие так называемых «самоорганизованных белуджских бойцов», ранее действовавших автономно.
«Джейш аль-Адл» занимает в этой конфигурации особое место. Группа на протяжении многих лет ведет вооруженную борьбу против иранских сил безопасности. В 2019 году она была внесена Минфином США в санкционный список как Specially Designated Global Terrorist (SDGT), однако формально не включена в перечень иностранных террористических организаций (FTO), несмотря на ее происхождение из сети «Джундалла».
Идеологически JMM сочетает этносепаратистскую риторику с попытками выйти за рамки узкой региональной повестки. С одной стороны, в заявлениях подчеркивается дискриминация белуджского населения, защита культурной, религиозной и политической идентичности Систана-Белуджистана. С другой, используется общенациональный язык, апеллирующий к «единству более 80 миллионов граждан» и необходимости координации с широкой иранской оппозицией. Такое сочетание может указывать на внутреннее противоречие между региональной повесткой и стремлением к более широкому политическому позиционированию.
Практическая активность коалиции уже проявилась. 10 декабря командование КСИР в регионе сообщило о гибели 4-х военнослужащих в районе Захедана в ходе столкновений с «террористическими группами». На следующий день местные источники сообщили, что ответственность за атаку взяла на себя структура, называющая себя JMM.
По мотивам материала Long War Journal, Janatan Sayeh.
@openworld_astana