Хаос в Афганистане и Пакистане

Афганистан и Пакистан всё глубже тонут в хаосе, и значительная доля вины за это лежит на США. Пока этот регион, давно ставший проблемным, не перестанет страдать от беспорядков, в нём будет процветать исламистский терроризм, что приведёт к мрачным последствиям для международной безопасности.

Начнём с Афганистана. Спустя почти 22 месяца после того, как Америка отдала эту страну боевикам «Талибана», поддерживаемым Пакистаном, здесь возникло террористическое супергосударство. «Талибан» не только совершает зверские преступления против афганского народа и восстанавливает средневековые порядки (например, снизив статус афганских женщин до личного имущества), но и сохраняет тесные связи с «Аль-Каидой» и рядом других террористических группировок.

Как сообщается в оценках Пентагона, попавших в прессу, Афганистан превратился в убежище и центр подготовки террористов «Аль-Каиды» и Исламского государства, планирующих атаки против целей в Азии, Европе и США. Это никого не должно удивлять. Кабинет талибского режима включает ряд международных террористов и торговцев наркотиками, и именно в Кабуле американский дрон убил в прошлом году лидера «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири, признанного ООН глобальным террористом.

Пока Исламское государство стремится расширить свои международные операции из Афганистана, именно альянс «Аль-Каиды» с «Талибаном» создаёт наибольшую долгосрочную международную угрозу. Когда Америка внезапно вывела свои войска из страны, она не только бросила там своих союзников, но и оставила передовую американскую военную технику стоимостью в миллиарды долларов, а также несколько военных баз, включая стратегически важную авиабазу Баграм. На сегодня «Талибан» является единственной в мире террористической организацией, которая обладает собственными военно-воздушными силами, хотя и рудиментарными.

В опубликованном в апреле 12-страничном документе администрация президента Джо Байдена постаралась переложить вину за афганское фиаско на Дональда Трампа, утверждая, что у Байдена «варианты вывода войск из Афганистана были очень ограничены из-за условий, созданных его предшественником». Но хотя администрация Трампа действительно заключила ужасное соглашение с «Талибаном», именно Байден – вопреки советам высшего армейского начальства – принял решения, которые спровоцировали скатывание Афганистана в хаос и помогли «Талибану» быстро вернуться к власти.

Американская политика в отношении Пакистана также является глубоко ошибочной. Именно благодаря давнему партнёрству с Америкой армия Пакистана и никому не подчиняющаяся Межведомственная разведка (ISI) получили возможность использовать терроризм в качестве инструмента государственной политики против соседних стран. Администрация Трампа, казалось, поняла это, пообещав удерживать Пакистан на расстоянии вытянутой руки, пока тот не разорвёт свой кошмарный союз с террористическими организациями.

Однако администрация Байдена отменила эту политику. Пакистан сыграл важнейшую роль, дав «Талибану» (агентство ISI участвовало в его создании в начале 1990-х годов) возможность выиграть у США в Афганистане, и тем не менее в прошлом году администрация Байдена помогла правительству Пакистана предотвратить дефолт по долгам. Вскоре после этого США обнародовали соглашение о модернизации за $450 млн поставленных Пакистану американских самолётов F-16 (эта страна ценит их как средство доставки ядерного оружия). А затем США помогли Пакистану выйти из «серого списка», составляемого парижской Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), межправительственного агентства, занятого борьбой с финансированием терроризма.

Сегодня Пакистан столкнулся с глубокой политической нестабильностью, возникшей из-за перекошенных отношений между обществом и армией. Пакистанская армия уже давно является неприкасаемой. Она напрямую правила страной в течение 33 лет. А когда технически она не находится у власти, она требует послушной гражданской власти, подчиняющейся фактическому руководству генералов. Армия Пакистана, включая её разведывательный и ядерный истеблишмент, никак не отвечают перед гражданскими правительством. Наоборот, с 2017 года два премьер-министра были отправлены в отставку после того, как они утратили доверие военных.

Однако сторонники одного из отставленных премьер-министров (Имран Хана) сегодня бросили прямой вызов власти военных – впервые с момента основания Пакистана 75 лет назад. В начале мая после ареста Хана, обвинённого в коррупции, по всему Пакистану начались массовые протесты. Демонстранты штурмовали военные объекты, в том числе штаб армии и один из главных объектов ISI, а также подожгли дом одного из высших армейских командиров.

На фоне продолжающегося политического кризиса Пакистан покачивается на грани дефолта. Его удерживают на плаву краткосрочные кредиты, предоставляемые союзниками, пока страна не сумеет убедить Международный валютный фонд запустить заново приостановленную программу финансовой помощи. Тем самым у международного сообщества имеется рычаг, позволяющий заставить страну измениться.

Наибольшим потенциалом для принуждения страны к ребалансировке отношений между обществом и армией обладают внутренние события, в первую очередь беспрецедентные протесты против армии. Однако военные не сдадутся без боя: страшная тень военного правления уже проявляется в массовых арестах, при этом начальник штаба армии объявил о проведении процессов по военным законам для гражданских лиц, обвиняемых в недавнем насилии. Военные могут также ввести чрезвычайное положение, чтобы обеспечить себе полный карт-бланш на удушение диссидентства, или даже устроить новый государственный переворот. Конфликт может перерасти в гражданскую войну, а это идеальные условия для процветания сил международного терроризма.

Пока что Пакистан остаётся центром терроризма и вносит значительный вклад в дестабилизацию Афганистана. Если связь между армией Пакистана и террористическими группировками не будет разорвана, ситуация в Афганистане не улучшится, а битва с международным терроризмом не будет выиграна.

Copyright: Project Syndicate, 2023. www.project-syndicate.org

Поделиться:
126