Америка остаётся на Ближнем Востоке
Вывод американских войск из Афганистана, нормализация ирано-саудовских отношений, возвращение Сирии в Лигу арабских государств — всё это наводит на мысль о том, что влияние Соединённых Штатов Америки на Ближний Восток (БВ) медленно, но верно ослабевает. Пожалуй, это действительно так. Достаточно взглянуть на взвешенную позицию, которую арабский мир занял по отношению к российско-украинскому конфликту, несмотря на давление Вашингтона.
За десятилетия издевательств, оккупации и террора американцы так ничего и не добились на БВ. Если, конечно, их истинная и единственная цель не состояла в том, чтобы поджечь регион и стать для его жителей Большим Шайтаном.
Однако, несмотря на это и на явную смену внешнеполитических приоритетов, говорить о том, что Америка вот-вот окончательно оставит БВ, преждевременно.
В Стратегии национальной обороны (СНО) США от 2022 года чётко обозначены два глобальных врага — Россия и Китай. Оба государства имеют устойчивые позиции и далекоидущие планы на БВ. Американцы это хорошо понимают и отдавать регион противнику не спешат. К тому же сохранение там своего присутствия жизненно необходимо США на случай конфликта с Поднебесной, которая получает на БВ примерно половину всей импортируемой нефти.
Но вернёмся к СНО. В документе сделан особый акцент на угрозе Ирана: «Объединённые силы сохранят способность лишить Иран ядерного оружия, выявлять и поддерживать действия против Ирана и поддерживаемых Ираном угроз и пресекать угрозы высшего уровня со стороны экстремистских организаций, которые ставят под угрозу жизненно важные национальные интересы США».
И вот Пентагон увеличивает военное присутствие в районе Ормузского пролива и Оманского залива, отправляя в регион Ближнего Востока дополнительные истребители F-35 и F-16, а вместе с ними — военный корабль.
Штаты по-прежнему содержат в регионе десятки тысяч военнослужащих и всеми силами поддерживают превосходство в воздухе. Ещё один крючок, на котором США держат своих ближневосточных партнёров, — это американское оружие. Не исключено, что Вашингтон будет постепенно снимать бюрократические барьеры, делая продажи оружия быстрее и проще. Публично об этом три года назад сказал тогдашний президент США Дональд Трамп: дескать, из-за бюрократии Вашингтон упустил ряд контрактов и потенциальные покупатели в итоге обратились к России и Китаю.
Сегодня арабы пристально и порой с недоумением наблюдают за оголтелыми поставками оружия Киеву. Бюрократические препоны в случае с Украиной отсутствуют, как и контроль.
Наконец, страны БВ всё ещё зависят от американской разведки, «помогающей» союзникам бороться с террором, порождённым и вскормленным самими США. Так происходит в Сирии. Вчера Штаты сделали всё, чтобы поджечь страну, а сегодня якобы помогают тушить огонь. При этом оккупировав часть республики, обложив её удушающими санкциями и игнорируя легитимную сирийскую власть.
Итого. Ресурсные ограничения Центрального командования вооружённых сил США (CENTCOM) не станут поводом к полному уходу Штатов с БВ.
Напротив, они станут стимулом к фундаментальному изменению подходов и адаптации. Соединённые Штаты сделают всё, чтобы Ближневосточный регион оставался ослабленным и зависимым от них.