ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ УЗБЕКИСТАНА И ФАКТОР ШОС
Центральная Азия постепенно возвращает себе позицию транзитного хаба, которой регион обладал в эпоху расцвета Шелкового пути. Учитывая отсутствие у региона выхода к морю, транспортная дипломатия является одним из ключевых направлений внешней политики стран ЦА. Это особенно важно для Узбекистана, одной из двух стран в мире, у которых даже нет соседей с выходом к морю. В этом плане особую роль может сыграть ШОС, где представлены наиболее крупные рынки Евразии. О транспортной стратегии Узбекистана и факторе ШОС читайте в статье Рахматулла Нуримбетова.
Нераскрытый потенциал ШОС
За годы своего существования ШОС стала одной из наиболее представительных организаций в мире. Многие участники ШОС, такие как Китай, Индия, Россия и Иран, являются ключевыми акторами мирового энергетического рынка, производства и экономики в целом.
При этом внутри этого огромного пространства связь налажена довольно слабо. В этом плане особенно выделяется Центральная Азия.
Стоимость импорта и экспорта в регионе остается высокой, что в свою очередь подрывает конкурентоспособность республик. Например, доставка контейнера с товарами из ЦА в Шанхай стоит в пять раз дороже, чем транспортировка из Польши или Турции в тот же город.
Также ЦА в плане транспортной логистики практически оторвана от Южной Азии — одного из крупнейших рынков сбыта в мире. Поэтому доля стран ЦА во внешней торговле Индии составляет всего лишь 1,1 %.
Транспортная стратегия Узбекистана в рамках ШОС
Обеспечение транспортной взаимосвязанности внутри ШОС является особенно выгодным для Узбекистана. 98 % транспортных грузоперевозок республики приходится на страны ШОС. В связи с этим Узбекистан ведет проактивную транспортную дипломатию на пространстве ШОС. Республика продвигает свою транспортную дипломатию в двух ключевых направлениях.
Во-первых, Узбекистан на площадках ШОС активно участвует в продвижении инициатив по строительству новых транспортных коридоров. Прежде всего это касается двух конкретных проектов: железные дороги Узбекистан — Киргизия — Китай и Термез — Кабул — Мазари-Шариф — Герат.
После долгих переговоров и обсуждений соглашение по реализации проекта железной дороги Узбекистан — Киргизия — Китай было подписано в июне 2024 года. Данный проект сделает Узбекистан важным игроком в транспортной геополитике региона и в перспективе открывает для него доступ к рынкам Ближнего Востока. Что касается проекта железной дороги Термез — Кабул — Мазари-Шариф — Герат, в случае его успешной реализации Узбекистан получит более свободный доступ к рынкам и морским портам Южной Азии.
Во-вторых, Узбекистан на площадках ШОС активно выступает за укрепление правовых основ и институциональной базы сотрудничества в сфере транспорта. В ходе саммита ШОС в Самарканде по инициативе Узбекистана была принята Концепция сотрудничества государств – членов ШОС по развитию взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров. По инициативе республики также реализуется практика регулярного проведения Транспортных форумов в рамках ШОС. Первый Транспортный форум ШОС прошел в 2023 году в Ташкенте.
Проактивная транспортная дипломатия Узбекистана обусловлена необходимостью преодолеть трудности, связанные с его особым географическим расположением. С учетом расширения и новых параметров ШОС является наиболее удобной площадкой для Узбекистана для продвижения своих инициатив в сфере транспортной логистики. Все ключевые партнеры республики в сфере транспорта представлены в ШОС.
Источник: ia-centr.ru