ТАПИ: пока просто «ТА»?

27 октября 2025 Мир за ночь

Идея газопровода Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия насчитывает уже три десятилетия, но за это время проект продвинулся не дальше отдельных церемоний. На фоне пограничных столкновений между Афганистаном и Пакистаном и напряженности между Исламабадом и Нью-Дели перспектива полноценной реализации ТАПИ выглядит все более отдаленной.

Тем не менее, Туркменистан и Афганистан продолжают демонстрировать интерес. 20 октября Аркадаг Бердымухамедов прибыл на туркмено-афганскую границу, где вместе с заместителем премьер-министра Афганистана по экономическим вопросам муллой Абдулом Гани Барадаром принял участие в открытии нового участка «Серхетабад–Герат».

По данным афганского Минэнерго, уже уложено 14 км трубы, а еще 70 км готовы к строительству. В Кабуле подчеркивают, что проект позволит обеспечить газом западные регионы страны. В пресс-службе правительства заявили: «После завершения этого проекта, или хотя бы его прибытия в Герат, Афганистан получит доступ к туркменскому газу и сможет обеспечить им население».

Пока же складывается впечатление, что ТАПИ превращается в «ТА» — Туркменистан и Афганистан. Для Кабула это шаг к энергетической самодостаточности, а для Ашхабада – возможность хотя бы частично реализовать экспортный потенциал.
Основная цель не довести газ до Индии, а хотя бы до Герата, где проживает около 750 тыс. человек. Однако даже в этом случае объем потребления Афганистана будет несопоставим с проектной мощностью TAPI (33 млрд кубометров в год).

На фоне соглашения Москвы и Пекина по проекту «Сила Сибири-2» (50 млрд кубометров в год) Туркменистан фактически потерял шанс на строительство своей «Линии D» в Китай. Сделка с Ираком (10 млрд кубометров через иранский своп) сорвалась из-за санкций США. Транскаспийский проект в Европу тоже заморожен.

Сегодня Ашхабад продает Китаю около 35 млрд кубометров в год, небольшие объемы Узбекистану, Азербайджану и Турции. При этом экспорт в Иран идет по схеме взаимных поставок.

Поэтому даже ограниченный маршрут до Герата выглядит для Туркменистана как «лучше что-то, чем ничего». Визит Аркадага на афганскую территорию, пусть и на несколько метров, подчеркивает желание Ашхабада показать хотя бы символическое продвижение.

Если газ из Туркменистана действительно дойдет до Герата, это станет не только источником энергии для западного Афганистана, но и демонстрацией того, что проект ТПАИ жизнеспособен, пусть пока и в усеченном формате.

источник: The Times Of Central Asia

@openworld_astana

Поделиться:
10