ТАПИ: пока просто «ТА»?
Идея газопровода Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия насчитывает уже три десятилетия, но за это время проект продвинулся не дальше отдельных церемоний. На фоне пограничных столкновений между Афганистаном и Пакистаном и напряженности между Исламабадом и Нью-Дели перспектива полноценной реализации ТАПИ выглядит все более отдаленной.
Тем не менее, Туркменистан и Афганистан продолжают демонстрировать интерес. 20 октября Аркадаг Бердымухамедов прибыл на туркмено-афганскую границу, где вместе с заместителем премьер-министра Афганистана по экономическим вопросам муллой Абдулом Гани Барадаром принял участие в открытии нового участка «Серхетабад–Герат».
По данным афганского Минэнерго, уже уложено 14 км трубы, а еще 70 км готовы к строительству. В Кабуле подчеркивают, что проект позволит обеспечить газом западные регионы страны. В пресс-службе правительства заявили: «После завершения этого проекта, или хотя бы его прибытия в Герат, Афганистан получит доступ к туркменскому газу и сможет обеспечить им население».
Пока же складывается впечатление, что ТАПИ превращается в «ТА» — Туркменистан и Афганистан. Для Кабула это шаг к энергетической самодостаточности, а для Ашхабада – возможность хотя бы частично реализовать экспортный потенциал.
Основная цель не довести газ до Индии, а хотя бы до Герата, где проживает около 750 тыс. человек. Однако даже в этом случае объем потребления Афганистана будет несопоставим с проектной мощностью TAPI (33 млрд кубометров в год).
На фоне соглашения Москвы и Пекина по проекту «Сила Сибири-2» (50 млрд кубометров в год) Туркменистан фактически потерял шанс на строительство своей «Линии D» в Китай. Сделка с Ираком (10 млрд кубометров через иранский своп) сорвалась из-за санкций США. Транскаспийский проект в Европу тоже заморожен.
Сегодня Ашхабад продает Китаю около 35 млрд кубометров в год, небольшие объемы Узбекистану, Азербайджану и Турции. При этом экспорт в Иран идет по схеме взаимных поставок.
Поэтому даже ограниченный маршрут до Герата выглядит для Туркменистана как «лучше что-то, чем ничего». Визит Аркадага на афганскую территорию, пусть и на несколько метров, подчеркивает желание Ашхабада показать хотя бы символическое продвижение.
Если газ из Туркменистана действительно дойдет до Герата, это станет не только источником энергии для западного Афганистана, но и демонстрацией того, что проект ТПАИ жизнеспособен, пусть пока и в усеченном формате.
источник: The Times Of Central Asia
@openworld_astana