Талибы и исмаилиты: кризис терпимости?

05 февраля 2025 Аналитика

По сообщениям различных СМИ и соцсетей, талибы проводят работу по обращению афганских исмаилитов в суннизм. Так, ТГ-канал «Афганский инсайдер» указывает, что в провинции Бадахшан талибы заставили пять исмаилитских семей, всего 25 чел., принять суннизм. Сторонники «Талибана» назвали данный шаг «присоединением к исламу».

Исмаилизм — это совокупность религиозных движений в шиитской ветви ислама, каждое из которых имеет свою иерархию имамов. В регионе Бадахшана (афганского и таджикского) проживают низаритские исмаилиты, признающие в качество своего имама ныне Ага-хана IV, упокоившегося 4 февраля (титул наследный). Сведения об их количестве в Афганистане противоречивые. Общее количество шиитов в стране (вместе с хазарейцами) оценивается в 10–15%, это порядка 4–6 млн. чел.

Ранее издание Hasht-e Subh Daily посвятило этой проблеме статью «Религиозные преследования со стороны талибов вынуждают еще больше исмаилитов бежать в соседние страны», в которой на примерах описываются страдания афганских исмаилитов.

Как указывает афганский автор, в течение последних трех лет талибы, движимые предубеждениями по отношению к мусульманам, не являющимися ханафитами, оказывают различное давление на исмаилитов. Ни один исмаилит не занимает руководящих должностей в правительственных учреждениях. В соцсетях распространяются видео, где талибы называют исмаилитов «неверными и немусульманами». Это давление вынудило многих исмаилитов бежать из страны.

На просторах Интернета можно найти и другие сведения на эту тематику.

Подобные новости у знающих Афганистан не вызывают удивления – движение «Талибан» никогда не отличалось особыми симпатиями к представителям шиизма.

Как мы понимаем, в исламе такие переходы между течениями не являются формально запрещенными. Не найдены сведения о наличии формального обряда, главное – искреннее намерение и принятие доктринальных основ суннизма. Переход подразумевает согласие с суннитскими взглядами, включая признание авторитета сподвижников Пророка и отказ от веры в божественную природу Имамов. В общем мы не беремся за религиоведческую оценку этого «перехода». Здесь требуется авторитетное мнение богословов и профильных специалистов. Также будет интересным их мнение относительно термина «Такия», означающее благоразумное скрывание своей веры, один из принципов шиизма.

Между тем принудительный переход из шиизма в суннизм (или наоборот) — это тема, которая затрагивает не только религиозные, но и социальные аспекты жизни человека. Плохо, что религиозная нетерпимость проявляется не только на уровне культурных коммуникаций, но и является частью социальной политики правящих кругов. Ведь многие современные авторитетные мусульмане призывают к единству уммы и уважению различий, однако на практике конфликты все еще имеют место.

Немного из «Декларации принципов терпимости» (ЮНЕСКО, 1995): «Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Как нам кажется талибам надо наоборот найти диалог с семьей Ага-Хана, имеющей влияние и связи в высших эшелонах власти в Западной Европе. Семье принадлежит «Сеть Ага-Хана по развитию» (Aga Khan Development Network) – одна из крупнейших международных частных организаций, имеющей соглашения о сотрудничестве с ООН, ПРООН, UNODC, МБРР и другими структурами, а также отдельными государствами.

Перспективы этого диалога для талибов очевидны, особенно с учетом нынешней ситуации вокруг их движения.

 

В заключении хотелось бы привести отрывок интервью с Ойбеком Махмудовым (кандидат исторических наук, с.н.с. Института истории АН Узбекистана) от Central Asia Analytical Network.

«Эта организация (Фонд Ага-Хана) не ставит целью прозелитизм, то есть распространение исмаилизма и обращение новых членов. Это скорее культурная организация, направленная в значительной мере именно для блага самих исмаилитов. Надо понимать, что исмаилизм всегда во главу угла своих идей ставил именно знание. Существует даже такое предание, которое сохранилось в одном исмаилитском трактате, написанном одним из родственников Ага-хана III.  Звучит оно примерно так. К посланнику Аллаха пришли его сподвижники и сказали: «Мы воюем против неверных. Совершаем ли мы Великий джихад?» На это Посланник Аллаха ответил: «Нет, вы совершаете лишь малый джихад». Тогда сподвижники спросили: «А что же тогда великий джихад, о посланник Аллаха?» И тогда посланник Аллаха ответил: «Великий джихад — это знание». И эта идея пронизывает всю идеологию и учение исмаилизма, то есть именно Знание, стремление к знанию, обучению является важнейшей составляющей учения исмаилизма. И нынешняя организация Ага-хана является продолжателем этой идеи. То есть всё вот это наслоение религиозной воинственности и так далее, всё это сейчас уже ушло. Осталось именно это миротворческое благостное стремление к знанию и просвещению. И в этом отношении, я думаю, всё-таки современные взгляды исмаилитов и организации Ага-хана можно считать продолжением идей исмаилитов, но совершенно в новом виде».

Поделиться:
85