Саммит СНГ: евразийская безопасность, общая история и накопившиеся проблемы

Нынешний саммит Совета глав государств Содружества Независимых Государств (СНГ) подводит итоги председательства России, которая как отмечалось делает упор на СНГ как важной части своей геополитики. Анонсирование последующего саммита глав государств СНГ, в декабре и снова в России- намек на то, что обсуждение заявленных тем будет продолжено, а между саммитами СНГ — кстати еще будет саммит БРИКС в Казани.

Если главным инструментом многополярного мира, о котором часто говорит Москва, выступает БРИКС, то СНГ здесь выступает не просто как формат бывшего СССР, а является для России неким его (БРИКС) мини-форматом с точки зрения продвижения своих нарративов, отличных от китайских, индийских и глобального юга.

Евразийская безопасность

Эта идея не нова. За неделю до саммита в Москве, в столице Казахстана о ней говорил и президент Токаев. Здесь 30 сентября прошла казахстанско-российская конференция «Устойчивое развитие и безопасность на евразийском пространстве», приуроченная к 80-летию со дня основания МГИМО, соорганизаторами которой выступили Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан (КИСИ) и МГИМО.

Здесь бывший «второй человек ООН» отметил , что в условиях беспрецедентной геополитической нестабильности роль дипломатии становится решающей, и вывод очевиден – международное сообщество нуждается в разрядке, в новой позитивной повестке для возобновления конструктивного диалога. Поэтому идея целостной, неделимой евразийской безопасности может стать концептуальной основой для построения многополярного справедливого и устойчивого мирового порядка, сказал тогда президент Токаев.

Миротворческая роль самой Москвы в заключении мирного договора между Арменией и Азербайджаном также была анонсирована накануне встречи глав СНГ. Участие же самого Пашиняна, несмотря на усиливающуюся в его стране роль США и резких заявлений в адрес Москвы, также примечательно. Ведь эти и другие шаги являются важными в обеспечении безопасности на просторах Содружества.

Но здесь, говоря о безопасности, важна защита, а не нападение. На фоне обмена угрозами между Западом и Россией, Москве важно разъяснить союзникам — не как нападём «если вдруг», а как страны-союзники будут защищены в случае угрозы.

Акцент на общей истории

Надо добавить — преимущественно 20-го века. Именно этот период истории ознаменован существованием державы, бросившей вызов доминированию Запада в международной системе координат и несмотря на ее относительно короткое существование (неполных 70 лет), о ней продолжают говорить, писать, а ещё больше боятся её восстановления.

Отношение к СССР в самой России и в странах бывшего Союза разное. После начала украинского конфликта эта дифференциация в подходах усугубилась. Нынешний акцент России на ближнем зарубежье продиктован именно этим. Понятно, что собрать воедино осколки не получится, но попытаться удержать остатки общей памяти, пока еще живо поколение, видевшее СССР и помнящее его положительные стороны, пока возможно.

На фоне продолжающейся войны в Украине, Россию не пригласили на мероприятия в Европе, связанные с освобождением этих территорий советскими войсками от нацистской оккупации. Поэтому Россия планирует провести 80-летие Победы в ВОВ, что называется, в «узком кругу». Учитывая, что парад Победы, который прежде проводился в Казахстане, был отменён из-за паводков, следующий год имеет важное значение.

Накопившиеся вопросы и что с ними делать?

Учитывая вышесказанное, России для поддержания нынешних добрососедских и стратегических отношений со стороны бывшего Союза необходима более продуманная и сдержанная политика в отношении независимых государств.

О том, что они независимые и могут сами решать свои внутренние вопросы, было прямо заявлено, казалось бы, с самого спокойного государства региона — Узбекистана. Недавний кейс с русскоязычным мальчиком в узбекской школе демонстрирует, что пора задуматься, что муссирование «языкового вопроса» недальновидно, а поддержка языка в странах должно быть обоюдным процессом, а не «диктованием» воли бывшей метрополии. Открытие русскоязычных школ, отправка учебников из России — это важные способы усиления «мягкой силы» России, если она действительно к этому стремится.

Ранее же призывы «не ездить в Россию» звучали в высших эшелонах власти в Кыргызстане и Таджикистане на фоне усиления в России «ястребов» в верхах и сильного давления на трудовых мигрантов на местах. В этой связи понятно, что взаимозависимость России и стран Центральной Азии в плане трудовой миграции остается и данный вопрос требует безотлагательного решения.

Финансовые потоки из России по-прежнему жизненно важны для стран региона (только за последние 6 месяцев с января по июль 2024-го эта сумма для Кыргызстана составила более полтора миллиарда (!) долларов), а попытки заменить центральноазиатских рабочих на индусов и пакистанцев не добавят России бонусов в регионе.

В заключении можно добавить, что становится ясным: сколько бы не говорили об общей безопасности и истории, о великом прошлом СССР, нынешняя ситуация на фронтах, продолжающиеся более двух месяцев боевые действия на территории уже самой России в приграничной зоне, в век глобальных коммуникаций вызывает, по крайней мере, диссонанс в мире.

На фоне интенсивной финансовой и военной поддержки Запада патовая ситуация на Украине и дилемма «завершить нельзя продолжать» остается. Страны СНГ же не могут оставаться безразличными к происходящему и выступают за мирное разрешение конфликта.

Источник: yenisafak.com

Поделиться:
24