Тут самое время уточнить, что именно относится к критически важным материалам. Согласно последнему списку Еврокомиссии, утвержденному в 2023 году, сюда входят бор, висмут, кобальт, медь, галлий, германий, литий, магний, марганец, природный графит, никель, металлы платиновой группы, редкоземельные металлы, используемые в магнитах (неодим, празеодим, тербий, диспрозий, гадолиний, самарий, церий), а также кремний, титан, вольфрам, сурьма, бокситы, бериллий, полевой шпат, плавиковый шпат, гафний, гелий, ниобий, фосфоритная руда, фосфор, коксующийся уголь, скандий, стронций, тантал и ванадий. Половина из них считается стратегическими. Так, например, графит, помимо прочего, используется в производстве самолетов, подводных лодок, танков и ракет. Литий используется в металлургии, фармацевтике, атомной энергетике и, разумеется, в производстве батарей. Висмут широко используется в медицине, электронике и металлургии.
Одним словом, без критически важного сырья представить себе современную жизнь просто невозможно. Неудивительно, что Европа взялась активно расширять связи с государствами, у которых есть соответствующие месторождения.
В этом смысле особенно важным был первый саммит «Центральная Азия — Евросоюз», прошедший в Самарканде 3-4 апреля 2025 года. Среди главных действующих лиц оказались президенты Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, председатель Европейского совета Антониу Кошта и президент Европейского банка реконструкции и развития Одиль Рено-Бассо.
В число четырех приоритетных направлений саммита попало и критически важное сырье. Символично, что буквально накануне мероприятия в Казахстане открыли крупное месторождение редкоземельных металлов. Урсула фон дер Ляйен на саммите сообщила, что в Центральной Азии сосредоточено 40% мировых запасов марганца, а также лития, графита и многого другого.
Надо сказать, страны региона и раньше предпринимали шаги для выхода на мировую арену критически важного сырья. В частности, в сентябре 2023 года прошел саммит «США — Центральная Азия». В совместной декларации «C5+1» отдельно оговаривалось создание устойчивых и надежных цепочек поставок критических минералов, а также разработка новых технологий для добычи и переработки сырья. В ноябре 2023 года стало известно, что французская Orano инвестирует до $500 млн в добычу и переработку урана в Узбекистане. В марте 2024-го Казахстан и Великобритания подписали Дорожную карту по стратегическому партнерству в области критических минералов, в сентябре о том же договорились Узбекистан и США. А 6 ноября 2024 года Узбекистан и Европейский союз подписали дорожную карту по реализации меморандума о стратегическом партнерстве в области устойчивых цепочек создания стоимости критически важного сырья.
Главный советник генерального директора Европейской комиссии по международному сотрудничеству Хенрик Хололей отметил тогда важность подписания дорожной карты и подчеркнул, что европейские компании получат новые возможности в таких сферах, как горнодобывающая промышленность, геологические исследования и анализ геоданных. Он также заявил, что критически важные материалы останутся приоритетом для сотрудничества между Узбекистаном и ЕС на долгие годы вперед.
Это сотрудничество, закрепленное вступлением Узбекистана в Европейский сырьевой альянс, имеет большие перспективы. Во-первых, оно увеличивает политический вес республики, поскольку дает ей больше рычагов влияния на международную дипломатию и торговые переговоры. Во-вторых, усиливает стратегическое партнерство и привлекает долгосрочные инвестиции, то есть во всех смыслах обогащает Узбекистан, а это очень важно, учитывая, что приоритетом внутренней политики нынешнего руководства является борьба с бедностью. В-третьих, работа с критически важным сырьем позволяет Узбекистану развивать и диверсифицировать экономику, расширять ее за привычные рамки.
Стоит заметить, что, когда речь идет о сырье, это почти всегда вызывает бурные эмоции у «зеленых» и противников так называемого неоколониализма. Во-первых, любые добывающие работы влияют на экологию, во-вторых, что такое скупка недр, как не колониальная политика в отношении развивающихся стран, спрашивают они.
Однако в данном случае эта нехитрая демагогия не проходит. В любые проекты, которые предлагает ЕС, составной частью всегда входят мероприятия по обеспечению экологической безопасности. Кроме того, Европа недвусмысленно заявляет, что она не хочет просто вывозить драгоценное сырье, но предлагает принципиально иной подход – создание полного производственного цикла прямо в регионе. И это не просто инвестиции, а обогащение стран Центральной Азии новейшими технологиями, их развитие и создание новых рабочих мест.
Нынешняя ситуация очень ясно показывает, что деление стран на развитые и развивающиеся — вещь достаточно относительная. Во всяком случае, сейчас не только развивающиеся страны сильно зависят от развитых, но и наоборот. И в этом смысле присоединение Узбекистана к Европейскому альянсу критически важного сырья говорит о новом мышлении и новых перспективах не только для флагманов мировой экономики, но и для стран со сравнительно небольшим политическим, экономическим и военным весом.