Предварительные итоги политических реформ в Узбекистане
После смены руководителя страны в Узбекистане был запущен процесс масштабных реформ. Изменения также затронули политическое устройство страны. В первую очередь следует отметить увеличение властных полномочий парламента. О процессе и последствиях политических реформ в Узбекистане читайте в статье доктора политических наук Бориса Гуселетова.
Усиление роли парламента
К концу президентства И. Каримова в Законодательной палате Олий Мажлиса (ЗПОМ) функционировали пять основных политических партий:
● либеральная партия «Движение предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократическая партия Узбекистана» (УзЛиДеп);
● левоцентристская «Народно-демократическая партия Узбекистана» (НДПУз);
● правонационалистическая «Демократическая партия “Миллий тикланиш”» (ДПМТ);
● «Социал-демократическая партия РУз “Адолат”» (СДПУз);
● «Экологическое движение Узбекистана» (с 2019 г. «Экологическая партия Узбекистана»).
При этом парламент Узбекистана долгое время играл второстепенную роль, и при И. Каримове структура власти в республике скорее имела признаки «суперпрезидентской» системы.
После прихода к власти Ш. Мирзиёева в Узбекистане начался масштабный процесс реформ. В политическом аспекте реформы должны сбалансировать структуру власти путем передачи парламенту дополнительных полномочий. Усиление парламента в свою очередь должно привести к активизации политической конкуренции между партиями.
С 2019 года кандидатуры на должности заместителей премьер-министра, министров и председателей государственных комитетов должны были быть одобрены парламентом. Кроме того, ЗПОМ получила право утверждать годовой бюджет.
Эти изменения благоприятно воздействовали на роль парламента и политических партий. Первые парламентские выборы после реформы показали, что голоса политических партий и их лидеров стали заметно громче. Они вели себя более активно в СМИ и соцсетях. Но при этом сама природа политической системы республики изменилась не сильно. Сохранилась жесткая вертикаль власти и роль оппозиции всё еще оставалась незначительной.
Конституционная реформа
Конституционная реформа закрепила новый статус парламента. В частности, на конституционном уровне было закреплено право ЗПМО на контроль за исполнением государственного бюджета и рассмотрение отчета Счетной палаты. Изменения также затронули верхнюю палату парламента — Сенат Олий Мажлиса. Было сокращено количество сенаторов со 100 до 65 человек.
В то же время новый текст Конституции затрагивает некоторые важные аспекты общественно-политической жизни страны. Новая Конституция закрепляет права граждан на доступ к интернету, а также вводит ответственность за вмешательство в работу СМИ. Как отмечалось выше, СМИ начали играть важную роль во время выборов, что повышает конкуренцию среди кандидатов и партий.
Преобразования в политической системе Узбекистана занимают значимое место в общей стратегии реформ руководства страны. Как это часто бывает, при проведении реформ демократизации основной задачей является укрепление позиций парламента, что преимущественно происходит путем передачи части полномочий президента законодательному органу. Такой же процесс в последние годы можно было наблюдать в Узбекистане. Руководству страны на первом этапе в целом удалось добиться основных целей. Парламенту были переданы широкие полномочия, связанные с назначением членов правительства и контролем за расходом госбюджета, а также его новый статус был закреплен в Конституции. В то же время пока рано оценивать долгосрочные последствия политических реформ. Руководство страны намерено продолжить курс на общественно-политические преобразования, но стремится добиться этого постепенно. Полноценно оценить последствия получится только после еще одного или двух циклов президентских и парламентских выборов.
Полную версию статьи «Политические реформы в Узбекистане: итоги и последствия» читайте в журнале «Вестник РГГУ». Серия «Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения» (стр. 12–30).