ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ТУРЦИИ НА ТЮРКОЯЗЫЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Турция обратила свой взор на тюркоязычные республики Центральной Азии и Закавказья сразу после распада СССР. Но наиболее активный период политики Турции в регионе пришелся на время правления Партии справедливости и развития. С тех пор Анкара наладила устойчивые связи со странами тюркоязычного пространства. Об основных компонентах ее «мягкой силы» на тюркоязычном пространстве читайте в статье Нуширавана Ибадова. Подробнее — в материале ia-centr.ru.
«Мягкая сила» всё еще работает?
Концепция «мягкой силы» была предложена американским политологом Джозефом Наем. Он предположил, что язык, культура и другие несиловые компоненты политики государства могут стать для него важным инструментом распространения влияния. Концепция стала крайне популярной после окончания холодной войны, и предполагалось, что теперь страны будут конкурировать не с помощью силы и количества оружия.
В качестве элемента «мягкой силы» могут выступать успешная экономическая модель развития государства и благоприятный опыт экономического сотрудничества с ним.
Идея наращивания влияния несиловыми методами отошла на второй план в эпоху геополитической напряженности и высокого риска вооруженных конфликтов между странами. Но это не значит, что от неё отказались. «Мягкая сила» — это всё еще эффективный инструмент, особенно в относительно стабильных и мирных регионах. Центральная Азия и тюркоязычное пространство в целом остаются устойчивыми в плане безопасности.
«Мягкая сила» Турции в Центральной Азии и Азербайджане: основные компоненты
Это фактически основной инструмент политики Анкары на тюркоязычном пространстве. Именно культурно-языковая общность стала фундаментом для дальнейшего укрепления сотрудничества между Турцией, Азербайджаном, Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном. Она также поспособствовала развитию сотрудничества между странами и в других сферах: торговле и инвестициях, военно-техническом взаимодействии, образовании, гуманитарных контактах.
Культурно-языковая и религиозная общность также помогает Турции эффективно распространять среди тюркоязычных стран свои фильмы, сериалы, музыку. В этом плане Турция уже давно стала одним из лидеров в регионе. Это способствует повышению привлекательности Турции среди населения этих стран.
Без внимания не остается и религиозный аспект. Акцент на религиозном факторе во внешней политике Турции существенно возрос после прихода к власти Партии справедливости и развития. Управлению по делам религии «Диянет» были переданы широкие полномочия для ведения религиозной, образовательной и гуманитарной деятельности за рубежом. Управление и различные его структуры довольно активно ведут себя в странах ЦА, например распространяют учебные материалы религиозного толка в мечетях.
Турция также остается одним из основных туристических направлений населения ЦА и Азербайджана. Среди других целей поездок в Турцию можно также выделить образовательную. Упрощение бюрократических процедур при посещении Турции в туристических или образовательных целях повышает ее привлекательность.
Экономическая модель развития Турции также оказалась довольно успешной, что позволило эффективнее наращивать экономическое и инвестиционное сотрудничество с тюркоязычными странами. Причем взаимодействие шло не только по государственным линиям, но и непосредственно между бизнесами стран. Благоприятный опыт экономического сотрудничества и рост турецких ПИИ в регион также можно определить как компонент «мягкой силы» Анкары.
Однако именно культурный аспект остается ключевым элементом внешней политики Турции на тюркоязычном пространстве. Потенциал в этом направлении еще не исчерпан, и Турция продолжит делать основную ставку на фактор культурной, языковой и религиозной общности. Анкара постепенно стремится увеличивать и экономическое присутствие в регионе, однако, в отличие от культурного направления, в экономическом аспекте уровень конкуренции намного выше.
Источник: ia-centr.ru