Опасения стран ЦА вокруг ситуации в Афганистане

Страны ЦА постепенно адаптируются к сложившейся ситуации в Афганистане. Большинство стран региона выступают за налаживание связей с нынешним фактическим руководством Афганистана и развитие экономических отношений. Но всё ли так однозначно или сохраняются риски повышения террористической активности? Об этом читайте в статье научного сотрудника Центра центральноазиатских исследований ИКСА РАН Ларисы Шашок.

Краткий исторический экскурс

Предпосылки возникновения ряда террористических движений в Афганистане следует искать в периоде присутствия советских войск в стране. Тогда третьи страны, преимущественно западные, оказывали активную поддержку моджахедам для «борьбы с оккупацией». После вывода советских войск эти «антиоккупационные» силы развязали гражданскую войну. В разгар конфликта возникло движение «Талибан»*, которое при поддержке Пакистана захватило Кабул и провозгласило «Исламский эмират Афганистан».

Некоторые действия движения на первых этапах подчеркивали его террористический характер. В 1998 году последователи движения совершили террористический акт на территории иранского консульства в Мазари-Шарифе. Также движение имело тесные связи с «Аль-Каидой»**.

Кроме того, «Талибан»* имел связи с региональными террористическими структурами. В частности, оказывал поддержку так называемому «Исламскому движению Узбекистана»**, на счету которого ряд террористических акций в ЦА (в том числе теракты в Ташкенте в 1999 году).

Интервенция войск США и их союзников не сильно изменила ситуацию в долгосрочном плане. «Талибан»*, который, казалось бы, был повержен, постепенно начал возвращать свои позиции. Движение вернуло себе власть в Афганистане после вывода войск США и их союзников по коалиции.

 

А что сейчас?

Главные опасения соседей Афганистана и международного сообщества в целом после второго прихода «Талибана»* к власти были связаны с его сотрудничеством с другими международными террористическими организациями. Причем внешние наблюдатели, в том числе из ООН, неоднократно отмечали, что движение всё же сохраняет контакты с «Аль-Каидой»**. На этом фоне примечательной выглядела информация о том, что Айман аз-Завахири, один из лидеров «Аль-Каиды»**, был ликвидирован в доме, который, предположительно, принадлежит старшему помощнику Сираджуддина Хаккани (министра внутренних дел при талибах*).

Другое террористическое движение, «ИГИЛ-Хорасан»**, хотя и противостоит «Талибану»*, значительно укрепило свои позиции после 2021 года. Причем «ИГИЛ-Харасан»** своей повышенной активностью стремится в том числе подорвать легитимность власти талибов*.

Более сложной выглядит ситуация вокруг относительно нового террористического движения «Техрик-е-Талибан Таджикистан» (ТТТ)**, которое преимущественно состоит из граждан Таджикистана. Согласно различным данным, «Талибан»* оказывает ТТТ** активную материально-техническую поддержку.

Отношения между Таджикистаном и руководством «Талибана»* в целом остаются сложными. Таджикистан настаивает на расширении политических прав этнических таджиков в Афганистане, а также оказывает поддержку антиталибскому «Фронту национального сопротивления». Активизация боевиков ТТТ**, причем вблизи границы Таджикистана, может повысить уровень эскалации.

После прихода к власти «Талибана»* в Афганистане ситуация вокруг региональной безопасности стала более сложной и менее предсказуемой. При этом прямая угроза соседям Афганистана исходит от других, более радикальных движений. Даже если допустить, что «Талибан»* не потворствует им, движение пока не располагает в полной мере возможностью предотвратить их деятельность. В связи с этим страны ЦА хотя и стремятся сохранить экономические отношения с Афганистаном, в то же время более пристально наблюдают за действиями нынешней фактической власти и предпринимают меры предосторожности. В частности, Таджикистан и Узбекистан нарастили присутствие военного контингента в приграничных районах и ужесточили контроль над религиозной сферой.

Полную версию статьи «Вызовы и угрозы безопасности государств Центральной Азии после прихода к власти в Афганистане движения «Талибан»*» читайте в журнале «Евразийские исследования».

* — организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность

** — организация, деятельность которой запрещена в России

Поделиться:
31