Казахстан исключил Талибан из списка террористов на фоне его растущих связей с Центральной Азией

23 января 2024 Аналитика

Сегодня перевод статьи Джеймстаунского фонда (Jamestown Foundation, Вашингтон, США). В своей работе автор использовал факт исключения талибов из списка запрещенных в Казахстане организаций для демонстрации общей для центральноазиатских республик тенденций на сближение с талибским режимом.

Позиция «Открытого мира» не обязательно совпадает с мнением авторов этих публикаций. Мы приветствуем любые предложения и открыты к сотрудничеству. Чтобы связаться с нами, воспользуйтесь обратной связью.

 

Казахстан исключил Талибан из списка террористов на фоне его растущих связей с Центральной Азией

Резюме:

  • Недавно Казахстан исключил Талибан из списка запрещенных террористических организаций, что означает изменение отношений Центральной Азии с Кабулом.
  • Государства Центральной Азии, особенно Казахстан и Узбекистан, расширили свое сотрудничество с Талибаном в вопросах торговли, транзита и энергетики.
  • Астана, скорее всего, возьмет на себя ведущую роль в политическом сотрудничестве с Кабулом, что в итоге может привести к повышению политической легитимности Талибана.

 

29 декабря 2023 года Казахстан официально исключил Талибан из списка запрещенных террористических организаций. Изначально Талибан был включен в этот список в 2005 году. Официальный представитель МИД Казахстана, комментируя это решение, пояснил, что оно было принято в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН (СБ ООН). Как было им отмечено, Талибан не находится «в списке организаций», признанных СБ ООН террористическими» (Kazinform.kz, 29 декабря 2023 г.). При этом ранее, в июле 2023 г., министерство иностранных дел заявляло, что не планирует менять статус движения Талибан (Курсив Медиа, 29 декабря 2023г.). Похоже, что изменение взглядов правительства могло быть вызвано растущим взаимодействием Афганистана со странами Центральной Азии. С тех пор как Талибан вернулся к власти в августе 2021 года он расширил сотрудничество со своими северными соседями по ряду важнейших энергетических и инфраструктурных проектов. Казахстан стал первым государством региона, исключившим эту группировку из своего террористического списка, что может ознаменовать новую эру в отношениях между Афганистаном и Центральной Азией. Многосторонние связи региона с талибами расширяются, и у группировки есть вполне реальная перспектива повысить политическую легитимность на региональном и мировом уровнях.

Государства Центральной Азии внимательно следят за событиями в сфере политики и безопасности в Афганистане. Они играли важную посредническую роль в переговорах между Талибаном и основными международными заинтересованными сторонами до падения исламской республики в 2021 году. В 2020 году тогдашний министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов присутствовал на подписании мирного соглашения между Соединенными Штатами и Талибаном, подчеркивая роль Ташкента в переговорах (Forbes.kz, 9 августа 2023 г.) Несмотря на то, что ни одно из государств региона официально не признало Талибан, все они сохранили дипломатическое присутствие в Кабуле. Даже Таджикистан, который изначально критиковал талибов по теме инклюзивности, в итоге принял талибскую делегацию в марте 2023 г. (Asiaplus.tj, 30 марта 2023 г.).

Казахстан и Узбекистан опередили своих соседей в дипломатическом взаимодействии с Талибаном. В апреле 2023 года Астана передала талибам контроль над зданием посольства Афганистана – таким образом Казахстан стал первой страной Центральной Азии, сделавшей это (Orda.kz, 17 апреля 2023 г.) Узбекистан стал инициатором создания нескольких многосторонних диалоговых платформ по стабилизации Афганистана. В апреле 2023 года в Самарканде прошла четвертая министерская встреча стран-соседей Афганистана. Среди участников были министры иностранных дел Узбекистана, Ирана, Китая, Пакистана, России, Таджикистана и Туркменистана, а также высокопоставленные представители Талибана (Nova24.uz, 13 апреля 2023 г.). В ходе дискуссий особое внимание уделялось усилению региональных мер по борьбе с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, также участники призвали Запад взять на себя финансовое бремя восстановления Афганистана.

Торгово-экономическое сотрудничество Центральной Азии с Афганистаном значительно возросло после возращения талибов к власти. За последние два года объем торговли между Казахстаном и Афганистаном увеличился почти вдвое, достигнув $987,9 млн. На казахстанско-афганском бизнес-форуме в Астане в августе 2023 года обе стороны обязались увеличить объемы торговли до $3 млрд. В этой связи создание казахстанского торгового дома в афганском городе Герат обещает способствовать достижению этой цели (Forbes.kz, 9 августа 2023 г.) По данным талибов, в 2023 году объем торговли c Узбекистаном увеличился в шесть раз по сравнению с предыдущим годом, достигнув $266 млн. Однако, по оценкам Ташкента, товарооборот был даже выше, достигнув по меньшей к ноябрю не менее $784 млн (Spot.uz, 10 января). Кроме того, в конце прошлого года Туркменистан и Талибан договорились увеличить объем двусторонней торговли до $1 млрд. (Newscentralasia.net , 17 декабря 2023 г.)

Это растущее сотрудничество видится победой для всех вовлеченных в него сторон. Для центральноазиатских государств Афганистан предлагает множество торговых и транзитных возможностей, открывая двери на обширные рынки Южной Азии и за ее пределами. Афганистан с населением более 40 млн человек является важным рынком для таких гигантов-экспортеров пшеницы и муки, как Казахстан. На бизнес-форуме в Астане Казахстан и Талибан подписали соглашения на сумму $190 млн по поставкам в Афганистан различной сельскохозяйственной продукции, включая муку и растительное масло (News Central Asia, 4 августа 2023 г.). Для Узбекистана, не имеющего выхода к морю, Афганистан предлагает альтернативные транспортные и торговые маршруты, которые позволят доставлять узбекские товары на мировые рынки через пакистанские порты. В 2022 году Узбекистан и Индия впервые обменялись товарами по этому маршруту. Сейчас реализуется крупный железнодорожный проект, соединяющий Узбекистан, Афганистан и Пакистан (Forbes.kz, 9 августа 2023 г.) Взаимодействие Туркменистана, Кыргызстана и Таджикистана с талибами открыло двери для крупных проектов энергетической инфраструктуры, таких как газопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия и проект CASA-1000.

Для Талибана расширение сотрудничества с Центральной Азией означает разрешение продолжающегося гуманитарного кризиса и создание условий для обеспечения продовольственной и энергетической безопасности. Что еще более важно, с каждой сделкой, заключенной со своими соседями по Центральной Азии, Талибан приближается к обретению политической легитимности и укреплению своего режима в представлении международного сообщества.

Взаимодействие Центральной Азии с Талибаном соответствует интересам крупных региональных и глобальных держав в вопросах стабилизации Афганистана. Для США и Европы стабильность в этой стране, достигнутая благодаря усилиям других, станет большой победой, особенно в развитии альтернативных торговых путей. Для России, которая рассматривает Центральную Азию как часть своей сферы влияния, стабильный Афганистан является приоритетом для сохранения главенства Москвы в регионе. Для Китая усиление талибов является вопросом внутренней безопасности – коллективно снизить угрозы, исходящие от «Исламской партии Туркестана» (запрещена в РК, прим. ред.), базирующейся в Афганистане. Кроме того, успех проекта Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК) – флагмана инициативы «Пояс и путь» – частично зависит от ситуации с безопасностью в Афганистане, поскольку террористические организации внутри страны представляют серьезную угрозу для связанных с КПЭК проектов.

В целом, в настоящее время маловероятно, что соседи последуют примеру Казахстана и исключат Талибан из своих террористических списков в ближайшее время. Для Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, которые граничат с Афганистаном, такой шаг, вероятно, будет иметь определенные политические последствия и повлияет на безопасность, и поэтому является недопустимым. Однако сотрудничество региона с Талибаном, по всей видимости, будет продолжать расширяться. Астана может стать основным координатором политического сотрудничества, которое в итоге может способствовать обретению талибами легитимности не только в Центральной Азии, но и на международном уровне.

Поделиться:
147