Кашмир — Палестина Азии

05 мая 2025 Мир за ночь

Правительство Англии продало Кашмир, где мусульманское население составляло большинство, индийскому правителю (махараджа) Гулаб Сингху (1792–1857) по Амритсарскому соглашению от 16 марта 1846 года. Англия передавала землю, которая не принадлежала ей непосредственно, группе меньшинства, не имеющей ни демографического, ни политического влияния в этом регионе, вопреки желаниям местных жителей и населения. Подобная ситуация повторилась и в Палестине согласно знаменитой Балфурской декларации от 2 ноября 1917 года. Таким образом, кризисы в Кашмире и Палестине с самого начала были похожи по методам и контексту.

Гулаб Сингх передал управление Кашмиром в следующем году своему сыну Ранбиру Сингху (1830–1885), который исполнял обязанности махараджа Кашмира с 1848 по 1885 год. После смерти Ранбира Сингха его место занял его сын Пратап Сингх (1848–1925). Когда Пратап, не имеющий собственных сыновей, попытался назначить в качестве политического наследника далёкого родственника, Англия вмешалась в ситуацию и объявила его племянника Хари Сингха (1895–1961) наследником. По смерти Пратапа Сингха 23 сентября 1925 года, Хари Сингх стал махараджей Кашмира.

Как и в случае с проблемой Палестины, напряжённость между мусульманами и индуистами в Кашмире нарастала на протяжении 1920-х годов. Регион Кашмира, население которого составляли более 80 % мусульман, управлялся индуистами, которые не проявляли уважения даже к основным религиозным правам большинства. В Кашмире, являющемся княжеством в составе Британской Индии, установленный статус-кво оказался выгоден Англии. Англичане, как и при управлении мандатом в Палестине, периодически оказывали скрытую поддержку как индуистам, так и мусульманам, подстрекая конфликт и усиливая раскол.

Когда требования кашмирских мусульман о правах стали неукротимыми, в конце 1931 года Британская Индия создала комиссию под председательством чиновника Министерства иностранных дел Британской Индии Бертрана Джеймса Гланси (1882–1953). (Англия в то же время пыталась решать палестинский кризис через доклады и «белые книги».) Опубликованный в апреле 1932 года «Отчёт Гланси» предлагал создать новый законодательный орган для управления Кашмиром. В нём должно было быть 75 членов: 15 – официальных представителей, 33 – избираемых, из которых 21 место предназначалось мусульманам, 10 – индуистам и два – сикхам. Махараджа Хари Сингх объявил, что принимает отчёт, однако его положения так и не были полностью осуществлены.

Когда 14–15 августа 1947 года Британская Индия была разделена, и на её территории появились два независимых государства – Индия и Пакистан, Кашмирский махараджа Хари Сингх не спешил присоединять свой регион ни к Пакистану, ни к Индии. С учётом значительного мусульманского большинства и географической близости Пакистану, логичным выбором было присоединение Кашмира именно к Пакистану, что вскоре превратило этот регион в эпицентр постоянных конфликтов и открытых войн:

Первая война между Индией и Пакистаном, как её назвали в истории, завершилась объявлением перемирия 5 января 1949 года. Пакистан сумел захватить треть Кашмира – эту часть стали называть «Азад Кашмир», в то время как Индия получила львиную долю – Джамму и Кашмир. В то же время международное сообщество обратило внимание на кашмирский вопрос, и, как и в случае с другими подобными кризисами, в резолюциях ООН рекомендовалось провести референдум. Однако Пакистан и Индия так и не смогли договориться о принципах и деталях проведения данного референдума.

Индийское правительство 17 октября 1949 года ввело в конституцию специальную «Статью 370», предоставившую Джамму и Кашмиру особый статус, в рамках которого регион мог самостоятельно принимать решения по всем вопросам, кроме финансов, обороны, внешней политики и коммуникаций. Кашмиру была предоставлена своя конституция и флаг. Самое главное, что люди из других регионов Индии и лица, не являющиеся гражданами Кашмира, не имели права приобретать здесь землю и недвижимость. Таким образом, Кашмир оказался полностью отделённым от других индийских штатов.

Индия и Пакистан вели ещё две войны за Кашмир – в 1965 и 1999 годах, однако эти конфликты лишь усугубили проблему без видимого решения. В сочетании с несогласованностью и двуличностью международной системы, а также равнодушием исламского мира к кашмирскому вопросу, «Палестина Азии» – Кашмир – продолжал оставаться в центре кризисов.

Сегодня Кашмир, вновь погружённый в звуки военных действий, всё больше напоминает Палестину. Израиль открыто и прямо становится на сторону индийского правительства. Как индуисты, враждебные исламу и мусульманам, радостно вопят после каждого удара по Газе…

Источник: yenisafak.com

Поделиться:
19