КАК ЭКОНОМИКИ СТРАН ЕАБР НАЧАЛИ 2024 ГОД?
Страны — участницы ЕАБР завершили 2023 год на положительной ноте в аспекте макроэкономического развития. Аналитики Евразийского банка развития опубликовали обновленный макроэкономический обзор. Подробнее — в материале ia-centr.ru.
Глобальные тренды
Мировая экономика всё ещё находится в процессе восстановления. Аналитики ЕАБР ожидают, что темпы роста мировой экономики по итогам 2024 года окажутся ниже, чем в 2023 году. Ожидается, что значительная часть роста придется на развивающиеся рынки.
Прогнозы по темпам роста США были пересмотрены в сторону повышения. Экономика США опережает экономику Европы по темпам роста, и эта тенденция еще сохранится на несколько лет. Рост потребительских расходов и деловой активности будет поддерживать рост экономики США.
Замедление роста экономики еврозоны во многом связано с рецессией в Германии. Ожидается, что ключевые экономики еврозоны восстановятся за счет повышения внутреннего спроса. Как и в США, в еврозоне наблюдается повышенная потребность в рабочей силе. В свою очередь, это привело к снижению уровня безработицы до рекордно низких показателей с 2000 года — 6,4 %.
В Китае правительство ожидает, что в 2024 году рост ВВП составит 5 %, как и в 2023 году. Оптимизма добавляют рост деловой активности и увеличение китайского экспорта, а также планы правительства по увеличение госрасходов на инвестиции и научные разработки. Факторами риска остаются дефляция и незначительное повышение уровня безработицы, а также проблемы на рынке строительства.
Несмотря на снижение рисков рецессии в развитых экономиках, сохраняется угроза повышенного инфляционного давления. В США и еврозоне инфляционное давление будет сохраняться в том числе из-за роста заработных плат. В еврозоне ситуация ещё усугубляется ростом зарплат при снижении производительности труда. В целом ожидается, что уровень инфляции снизится до целевых показателей.
Замедление инфляции, хотя и неустойчивое, может привести к смягчению денежно-кредитной политики. Но пока финансовые регуляторы ведущих экономик не спешат с этим. ФРС США и Народный банк Китая пока не снизили ключевую ставку.
Уверенное начало года в Казахстане
ВВП Казахстана за январь — февраль 2024 года увеличился на 4,2 % г/г. Рост в основном обеспечивает высокая инвестиционная активность. Объем инвестиций за первые два месяца вырос на 7,9 % г/г. Согласно прогнозам аналитиков, по итогам 2024 года рост ВВП республики должен составить 5 %. Наблюдается также ускорение роста промышленного производства — 4,6 % г/г за январь — февраль. Основными драйверами в этом направлении выступают машиностроение, металлургия и добыча нефти.
Внешнеторговый оборот республики снизился на 1,9 % г/г, что во многом связано со снижением цен на экспорт и импорт.
При этом в начале года товарооборот республики со странами ЕАЭС снизился на 17,3 % г/г, в то время как с остальными странами увеличился на 2,3 % г/г.
Также наблюдается замедление инфляции. В марте инфляция составила 9,1 % г/г по сравнению с 9,3 % г/г в феврале. Аналитики ЕАБР ожидают, что по итогам этого года в Казахстане инфляция снизится до 7,1%. Исходя из этого, финансовый регулятор продолжает последовательное смягчение денежно-кредитной политики. Ключевая процентная ставка была понижена до 14,75 %.
Устойчивые показатели в Киргизии
В январе — феврале ВВП Киргизии вырос на 8,6 % г/г. Основным драйвером выступила инвестиционная активность. Объем инвестиций в начале года вырос на 55 % г/г. В основном инвестиции пришлись на добывающую промышленность и энергетику.
Объем промышленного производства за первые два месяца вырос на 7,8 % г/г, что означает замедление по сравнению с 16,5 % г/г в январе. Это связано со снижением объемов производства в металлургии и добывающей промышленности.
Внешнеторговый оборот Киргизии вырос на 36,8 % г/г по итогам января — февраля, что во многом связано с увеличением объемов экспорта металлов и увеличением импорта, в основном из Китая, на 80 %. Экспорт металлов продолжит играть главную роль во внешней торговле республики.
Инфляция в начале года снизилась до 5,1 % г/г., что соответствует целевому показателю. При этом Нацбанк Киргизии сохранил ключевую ставку на уровне 13 %. Ожидается, что регулятор будет придерживаться такой политики как минимум до середины года.
Быстрые темпы роста в Таджикистане
Аналитики ожидают, что по итогам 2024 года Таджикистан вновь продемонстрирует самый высокий рост ВВП среди стран — участниц ЕАБР. За первые два месяца наблюдается увеличение розничных продаж и объёма платных услуг на 17,4 % г/г и 17,3 % г/г соответственно. Объём инвестиций увеличился на 43,2 % г/г.
Промышленное производство в январе — феврале выросло на 9,6 % г/г. Драйвером выступила добывающая промышленность. Промышленность может еще продолжать расти за счет увеличения выработки электроэнергии.
За первые два месяца наблюдается дефицит внешнеторгового баланса в размере 0,5 млрд долл., что меньше, чем за аналогичный период прошлого года (0,6 млрд долл.).
Сокращение дефицита не связано с уменьшением импорта, который, наоборот, вырос на 25,9 % г/г. Рост импорта был компенсирован увеличением стоимостного объема экспорта в 2,2 раза.
Также продолжает сокращаться уровень инфляции. В январе — феврале он снизился до 3,6 % г/г. Это ниже целевого диапазона (6 ± 2 %). Поэтому финансовый регулятор снизил ключевую ставку до 9,5 % в январе этого года.
Центральноазиатские члены ЕАБР в начале 2024 года показывают положительную динамику роста основных макроэкономических показателей. Во всех трех республиках наблюдается рост промышленности и постепенное снижение уровня инфляции. При этом инфляционные риски сохраняются, как и во всей мировой экономике, что заставляет финансовые регуляторы вести себя осторожно в вопросе смягчения денежно-кредитной политики.
Источник: eabr.org