КАДРОВЫЕ ПЕРЕСТАНОВКИ В УЗБЕКИСТАНЕ: УЧИТЬСЯ И ЕЩЁ РАЗ УЧИТЬСЯ
В апреле основная часть кадровых перестановок в узбекистанском госаппарате пришлась на Министерство высшего образования: новому главе ведомства подбирали команду. Ротации на дипломатическом направлении хотя и коснулись важного внешнеполитического направления, пошли на убыль. Подробнее — в материале ia-centr.ru.
Возвращение на университетскую скамью: перестановки в образовательной сфере
Новый министр высшего образования, науки и технологий Узбекистана получил свою должность в феврале текущего года. Тем не менее кадровое обновление ведомства на более низких уровнях продолжилось лишь в апреле.
Оно оказалось ограниченным по масштабам, но продолжило тренд на продвижение в профильные ведомства выходцев из президентской администрации.
В начале месяца стало известно о назначении двух новых вице-министров высшего образования – Шохруха Далиева и Отабека Махкамова. Открытые источники утверждают, что до перехода в Минобрнауки Далиев был «ответственным сотрудником кабинета министров» и заместителем председателя Национальной ассоциации здорового образа жизни и фитнеса, а Махкамов «занимал ответственные должности в Администрации президента».
Предшественники новых вице-министров – Комилжон Каримов и Шахло Турдикулова – продолжили работу в образовательной сфере. Они получили посты ректора Международного Вестминстерского университета в Ташкенте и вице-президента Академии наук соответственно.
Бывшие вице-главы ведомства уже располагают опытом руководства вузами и их структурными подразделениями. Так, Турдикуловой в 2017–2018 годах удалось добиться должности заместителя директора по научной работе в Институте биоорганической химии при Академии наук. Каримов же в 2020–2023 годах был ректором Университета мировой экономики и дипломатии, а до этого с 2015 года возглавлял Международный Вестминстерский университет.
Ещё одним новшеством в образовательной сфере стало создание поста советника министра по развитию культуры и искусства. Его в апреле текущего года занял Женисбек Пиязов. Пиязов – народный артист Узбекистана, Каракалпакстана, Башкортостана и Татарстана, а с 2022 года – также советник министра дошкольного образования. На этих позициях он работает на общественных началах.
На важных рубежах: перестановки в дипломатическом корпусе
Если в марте Ташкент сменил своих представителей в Латвии и ООН, то в апреле фокус переместился на Россию. К обязанностям представителя Таможенного комитета Узбекистана в России приступил Зафар Сангинов.
Он стал первым чиновником на этой должности, хотя Соглашение об открытии представительств таможенных служб Узбекистана и РФ было подписано ещё 2 декабря 2022 года.
На этом посту Сангинову предстоит координировать совместную работу таможен.
Всех на район: перестановки на региональном уровне
«Кадровое затишье» в национальных ведомствах сопровождалось более интенсивными ротациями региональных чиновников. В апреле был утверждён новый хоким узбекистанской столицы Шавкат Умурзаков, который до этого около года – с марта 2023 года – исполнял обязанности главы Ташкента. До Умурзакова городом с декабря 2018 года по январь 2023 года руководил Джахонгир Артыкходжаев, снятый с поста на фоне масштабного энергокризиса зимы 2022–2023 года.
Активными оказались перестановки на уровне заместителей региональных хокимов. При этом чиновники, получившие новые посты, отличаются друг от друга опытом работы и репутацией. Так, Рустал Сулаймонов, который стал первым заместителем хокима Навоийской области по финансово-экономическим вопросам и сокращению бедности, раньше был заместителем председателя правления акционерно-коммерческого банка «Микрокредитбанк».
У Хусена Тухтаева, нового заместителя хокима Самаркандской области по молодёжной политике, карьерный трек, напротив, тесно связан с госслужбой. С 2020 года Тухтаев работал начальником областного управления Агентства по делам молодёжи.
Тем не менее на этом посту он столкнулся с проблемами: в июне 2023 года стало известно, что чиновника оштрафовали за нарушение трудового законодательства.
«Традиционными» можно назвать карьерные пути Шерзода Раджабова и Рустама Гафурова. Раджабов с 2023 года служил в качестве хокима Кызырыкского района и стал заместителем главы Сурхандарьинской области после того, как его предшественник Анвар Орипов перешёл на другую работу.
Гафуров занимал пост начальника главного управления занятости и сокращения бедности Кашкадарьинской области. В отличие от Раджабова он получил должность хокима, но на локальном уровне, возглавив Китабский район Кашкадарьи. Предшественник Гафурова Уктам Пардаев покинул эту позицию по собственному желанию.
Ротации в образовательном секторе прокомментировал директор аналитического центра Ma’no Бахтиёр Эргашев:
– Министр высшего образования, науки и технологий сменился в Узбекистане в феврале 2024 года. Тем не менее о назначении вице-министров стало известно лишь в апреле. С чем может быть связан такой временной лаг при подборе команды?
– Тщательный и длительный по времени подбор служащих высшего ранга после ротаций постепенно становится тенденцией в узбекистанских ведомствах.
Это уже проявилось, например, в случае с Агентством «Узстандарт», где после перевода Агентства в подчинение кабинету министров процесс согласования и утверждение нового директора Агентства растянулся больше чем на месяц.
Подбор квалифицированных кадров, которые решили бы проблемы в той или иной сфере общественной жизни, – сложная задача для политического руководства. Ещё более трудной она становится, если нужно подобрать не одного чиновника, а целую команду. И в этой связи можно привести пример со сменой руководства Министерства здравоохранения Республики Узбекистан в конце 2023 года.
– Какая ситуация сложилась в высшем образовании в стране? С какими проблемами предстоит столкнуться министру высшего образования и его новой команде?
– Формально в Узбекистане активно развивается образовательный сектор. С конца 2010-х статистические службы отчитываются о росте числа вузов: в 2017 году их было 72, сейчас их 198.
Это увеличение произошло главным образом за счёт открытия филиалов расположенных в Ташкенте крупных вузов в регионах, а также за счёт наращивания количества частных высших учебных заведений.
Появилось около 10 новых государственных учебных заведений. Параллельно с этим в стране появляются филиалы зарубежных вузов – например, филиалов российских вузов в стране 14, и это количество собираются довести до более чем 20.
Увеличение числа вузов способствовало повышению доступности высшего образования. Если раньше экзамены в вузы успешно сдавало около 50 тыс. абитуриентов в год, то сейчас их количество приблизилось к 200 тыс. ежегодно. У них появилось больше возможностей поступить в вузы.
Тем не менее есть риск бесконтрольного увеличения числа частных вузов, где уровень преподавания зачастую низок. С этим явлением уже боролись Россия, Казахстан и Киргизия. И Узбекистану ещё придётся пройти этот путь.
Источник: ia-centr.ru