Иранский взгляд на сближение Индии и Афганистана

18 ноября 2025 Мир за ночь

Характерная для иранских аналитических кругов трактовка последних шагов Индии в сторону Афганистана от Tehran Times.
В Тегеране это видят как прагматический «reset», продиктованный интересами торговли и транзита, а не идеологическими симпатиями.
Главный акцент, конечно, на роли Ирана как связующего звена.
На фоне затянувшегося кризиса между Кабулом и Исламабадом, пограничных столкновений и взаимных обвинений вокруг ТТП, Афганистан постепенно разворачивается к альтернативным маршрутам. Для Индии это означает одно: без Ирана и без Чабахара полноценное присутствие в Афганистане невозможно.
После многолетнего перерыва Индия восстановила полноценные дипломатические отношения с Кабулом, повысила статус своей миссии и начала возвращать регулярное авиасообщение. Визит Амир Хана Муттаки в Индию стал символом нового этапа, где обе стороны говорят уже не только о гуманитарной помощи, но и о торговле, доступе к полезным ископаемым и инвестициях.

Главным элементом этого этапа является Чабахар. Иранско-индийское соглашение о 10-летнем управлении терминалом Шахид Бехешти и $120 млн инвестиций со стороны India Ports Global Ltd рассматриваются как долгосрочная заявка. Южный маршрут через Иран единственный, который Индия может развивать независимо от Пакистана.

С точки зрения Тегерана, дополнительные элементы в этой конфигурации:
— продвижение проекта железной дороги Хаф-Герат как части широкой евразийской дуги;
— работа над Чабахар-Милак как транспортным узлом;
— растущий интерес Кабула к иранской инфраструктуре;
— санкционная логика США, которые все же предоставили Индии продление waiver для работы в порту.

Иранские аналитики отмечают, что серия недавних терактов в Нью-Дели и Исламабаде только усилила региональную нервозность и подталкивает Индию к диверсификации рисков через укрепление связей с Кабулом. Пакистан в ответ жестко обвиняет «Талибан», а в Тегеране это воспринимают как очередной раунд нестабильности, который делает Иран и его порты еще более востребованными.

🇮🇳 Логика Индии: торговать и строить в обход Пакистана.
Былой объем торговли (свыше $1,5 млрд в 2019–20 г.г.) еще предстоит восстановить. Но ставка очевидна: Кандагар, Герат и далее через Иран к Индии. Не случайно талибы заявили о планах инвестировать $35 млн в развитие Чабахара, а осенью 2025 года иранская делегация в Кабуле продвигала расширение афганского использования порта и железнодорожного коридора.

Для Ирана значение происходящего двойное:
— усиление собственной роли как транзитного центра между Южной и Центральной Азией;
— превращение Чабахара в несменяемый элемент региональной конкуренции, как по отношению к 🇵🇰 Пакистану и КПЭК 🇨🇳, так и по отношению к маршрутам через Центральную Азию.

В итоге Иран видит в индийско-афганском сближении не столько дипломатический жест, сколько подтверждение своей давней идеи:
без Ирана невозможно построить устойчивую архитектуру торговли и транзита в Южной и Центральной Азии.

@openworld_astana

Поделиться:
21