ЕС и Центральная Азия: к встрече в Самарканде

В Центральной Азии — оживление европейской дипломатии. Впервые за долгое время внимание Брюсселя к региону не просто демонстративное, а выстроенное в систему. Сигналы — четкие: ЕС больше не хочет оставаться на периферии евразийских процессов.

Вице-президент Еврокомиссии Кая Каллас (Kaja Kallas), только что начавшая свой региональный визит, уже традиционно выбрала первым пунктом Туркменистан — страну, которая открывает европейцам «вход» в ЦА с точки зрения энергетики. В Ашхабаде Каллас провела переговоры с президентом Сердаром Бердымухамедовым, а также приняла участие в юбилейной, 20-й министерской встрече ЕС-ЦА (фото с NewsCentralAsia). Далее — Ташкент и Алматы.

Совсем недавно, с 12 по 18 марта по региону путешествовал еврокомиссар Йозеф Сикела (Jozef Sikela), ответственный за международное партнерство.

Эти события – выстраивание политической сцены накануне важнейшего события: 4 апреля в Самарканде пройдет первый в истории саммит ЕС и Центральной Азии.

На саммите в Самарканде ожидается подписание двух документов. Первый — совместная декларация, которая зафиксирует общее видение будущего сотрудничества. Второй — декларация о намерениях в сфере критически важного сырья, где Европа явно стремится обозначить свою заинтересованность в стратегических ресурсах региона.

Транспорт, ресурсы, цифровизация и «зеленая» повестка – четыре столпа, на которых ЕС хочет выстроить свое присутствие в ЦА.
По результатам встречи в Ашхабаде Кая Каллас заявила о том, что развитие Транскаспийского транспортного коридора является крупным текущим проектом и «европейские и международные финансовые учреждения готовы инвестировать более 10 миллиардов евро в этот проект».

Очевидно, что Евросоюз уже не хочет как прежде рассматривать каждую страну ЦА отдельно. В фокусе — регион как целое, как связанное стратегическое пространство, и на фоне мировой турбулентности и конкуренции глобальных акторов, Европа пытается встроиться в регион.
Центральная Азия, в свою очередь, получает шанс выйти за рамки привычных силовых центров. И в то же время — не стать ареной их соперничества, а предложить собственную архитектуру взаимодействия.

Источник: @openworld_astana

Поделиться:
27