«Доха-3» или третья часть политической драмы

18 июня 2024 Аналитика

30 июня в столице Катара начнет работу двухдневная конференция ООН по Афганистану, так называемая «Доха-3».

Это уже третья, созываемая в Дохе генсеком Гутерришем встреча спецпредставителей по Афганистану (The Meeting of Special Envoys on Afghanistan): первая прошла 1 мая 2023 года, вторая – 18-19 февраля 2024 года. Оба рандеву прошли без участия талибов: на первое их не пригласили, от участия во втором они отказались.

В этот раз официальное приглашение на «Доху-3» талибскому министру иностранных дел Амирхану Муттаки передала заместитель главы ООН по политическим вопросам Розмари Дикарло в ходе своего недавнего визита в Кабул. Долго талибы не размышляли – 16 июня представитель талибов Забихулла Муджахид сообщил, что Эмират положительно рассмотрел приглашение. С его слов, такое решение было принято после тщательного изучения повестки дня предстоящего мероприятия.

Вместе с тем, как свидетельствуют дипломатические источники, до настоящего времени ООН не согласовала окончательную повестку дня.

Очевидно, что дело не в перечне вопросов. Талибы поедут на встречу с задачей-минимум использовать эту площадку для озвучивания и так всем известной позиции. Наивным будет полагать, что «де-факто власти» могут представить что-либо интересное – прорывных моментов в талибском поведении ожидать не стоит.

Сейчас можно с уверенностью говорить о том, что «Талибан» очень умело использует противоречия в международном обществе в своих интересах, в первую очередь нарастающее геополитическое противостояние в мире. Это хорошо заметно в его поведении. Талибы уяснили (самостоятельно или по совету), что ни одна из существующих переговорных площадок по Афганистану не способна повлиять на развитие ситуации вокруг этой страны. В этой связи они затеяли игру в свою правосубъектность.

Стоит обратить внимание на последние заявления эмира Ахундзады, которое приводит пакистанское издание. Так, в своем недавнем выступлении Ахундзада пообещал не поддаваться давлению извне: «Кто ты такой, чтобы вмешиваться в нашу страну, систему и политику? Я здесь не для того, чтобы выполнять ваши приказы, и я не сделаю ни одного шага с вами и не буду иметь с вами дела в отношении шариата».

Последним примером этой игры является неучастие талибов в заседании «Региональной четверки» 8 июня в Тегеране. Эта и подобные дипломатические выходки талибов можно расшифровать так: «продолжайте и дальше играть в свои игры и преследовать собственные интересы, мы же пока понаблюдаем, как вы сталкиваетесь лбами».

Также наглядно такая «дипломатия» проявляется и в излюбленной теме талибов – региональный формат взаимодействия.

Страны Центральной Азии декларируют свою заинтересованность в стабильном и процветающем Афганистане, но продолжают выстраивать отношения с «Талибан» в одностороннем порядке без учета консолидированных интересов всего региона. Этим и пользуются «яростные муллы». Исламабад и Тегеран только-только начинают диалог по Афганистану и пока еще рано говорить о практических совместных подходах.

Для талибов «Доха-3» станет первой по настоящему международной площадкой, и на ней они будут способствовать констатации факта растущего раскола между странами в вопросе о том, как лучше всего с ними взаимодействовать. При этом сам организатор встречи до настоящего времени не может определиться, что обсуждать в течение двух дней, кроме прав женщин и инклюзивного правительства. Проведенная подготовительная работа определенно не дала результатов. Все как в басне: «Однажды лебедь, рак и щука…».

Исходя из этого талибы и выдвигают предварительные, заведомо нерешаемые условия своего участия в этой встрече. На что они рассчитывают? Вопрос риторический.

В этом тупике важен другой вопрос: что делать сторонам, когда их ожидания к друг другу определенно завышены? Наверное, необходимо перестать рассказывать друг другу сказки, смотреть в корень и быть проще в своих требованиях. Важно постараться избегать глобальных целей – лучше поставить перед собой неотложные задачи, которые точно будут под силу и решение которых актуально для афганского народа, окружения Афганистана и международного сообщества. Это, прежде всего, гуманитарная повестка, социально-экономические вопросы и первостепенная задача по кейсу «безопасность». Политизация «афганского урегулирования» однозначно приведет только к одному – усугублению этой проблемы.

К сожалению, сейчас сложилась ситуация, когда талибы и их оппоненты (прежде всего, выступающие за силовое противостояние талибам) находятся в такой форме противоборства, в которой удовлетворение интересов может произойти только за счет ущемления и причинения ущерба интересам другой стороны.

Таким образом третья встреча в Дохе будет одновременно   сложной и предсказуемой. Последнее следует рассматривать в контексте «апробированной на жизни» талибами тактики – «гнуть, пока их не перегнут». Хочется верить, что ее итоги наконец-то послужат катализатором более прагматичного отношения к проблеме.

Поделиться:
1 062