Афганистан – индикатор стабильности в регионе

30 января 2024 Аналитика

Очередной материал иранского Института стратегических исследований Востока (Institute for East Strategic Studies), в котором анализируются приведшие талибов к власти факторы, а также условия для ее сохранения.

Позиция «Открытого мира» не обязательно совпадает с мнением авторов этих публикаций. Мы приветствуем любые предложения и открыты к сотрудничеству. Чтобы связаться с редакцией, воспользуйтесь обратной связью.

Примечательным является обращение иранского эксперта к «пуштунскому фактору» — детерминанте сути Талибан, всегда имевшим социально-историческое значение для Афганистана. Большинство экспертов-политологов избегает этого вопроса (либо подходят к нему поверхностно), не вникая в историческую подоплеку, а «национальный вопрос» рассматривается только в контексте темы инклюзивного правительства.

Не будет лишним напомнить, что этноним «афганец» исторически применялся только к пуштунам, и только во второй половине ХХ века стал употребляться для обозначения всех жителей многонациональной страны.

Автор подводит к тому, что пришествие талибов является объективным этапом истории, своего рода реваншем пуштун, стремящихся вернуть себе главенствующую роль в афганской государственности.

Также иранский эксперт вводит «пуштунский фактор» в одну из основных причин поражения ИГИЛ в Афганистане – исламская империя (халифат) в корне противоречит «миссии» пуштун.

Отдельное внимание автор концентрирует на роли регионального окружения Афганистана в политической стабилизации талибского режима. Как мы верно поняли эксперта, страны региона не увидели в Талибане «проводника нестабильности» и в этой связи начали выстраивать с ним отношения. Здесь же прослеживается отсылка на геополитический аспект – иными словами, Афганистан под иностранным влиянием будет всегда представлять угрозу для стран региона.

 

Условия установления и сохранения талибами своей власти в Афганистане

и дальнейшие перспективы развития ситуации

ссылка на статью

 

Введение

Падение республиканской системы в Афганистане и очередная победа Движения Талибан являются важным событием, имеющем последствия на афганском, региональном и международном уровнях.

В победе Талибан в Афганистане неоспоримую роль сыграла ситуация с безопасностью. При этом основными факторами стали также вопросы взаимодействия и другие политические переменные на региональном и международном уровнях, с которыми республиканская система была не в состоянии справляться или оставаться невосприимчивой к их последствиям. В такой ситуации победа талибов стала быстрой и неизбежной.

После падения республики и установления своего господства, Движение не было готово к управлению государством с точки зрения отсутствия необходимых политических и управленческих навыков. В военном отношении боевики Талибана никогда не имели опыта и системы национальных институтов, таких как армия и правоохранительные органы.

В этом смысле устойчивость Талибана казалась шаткой и неопределенной, а ряд экспертов прогнозировали их недолгое пребывание во власти.

Однако вопреки ожиданиям закрепление талибов в Афганистане прошло высокими темпами и в некоторой степени их положение даже стабилизировалось.

 

  1. Факторы установления правления Талибана

После более чем двух лет талибского правления многие гипотезы и прогнозы оказались несостоятельными, и в то же время была доказана определяющая роль некоторых условий.

Следует выделить ряд аспектов, которые до сих пор играли и играют свою роль:

 

  • Устранение внутригрупповых разногласий

На начальном этапе повторного прихода талибов их оппоненты и ряд аналитиков предсказывали, что между различными фракциями режима в процессе распределения власти и разделения политических полномочий возникнут серьезные разногласия.

С другой стороны было совершенно ясно, что Талибан повторяет путь лидеров афганских моджахедов 1970-х годов и перенимает модель внутренних межгрупповых разногласий. Несмотря на то, что требования каждого времени и людей обоих периодов имеют свои различия, точно так же, как каждое политическое развитие имеет свои собственные переменные, данный фактор также мог стать причиной распада Талибан.

Конечно, нельзя полностью отрицать существование разногласий среди различных групп Талибана, но не следует и отрицать тот факт, что именно изучение опыта межгрупповых распрей 70-х годов способствовало стабилизации талибов как политического режима с 2021 года до нынешнего времени. Именно с этой точки зрения среди в группировке и среди талибских сторонников стало расхожим убеждение, которое встречается в публичных заявлениях лидеров и мнениях простых граждан. Звучит оно примерно так: «Моджахеды разделились и были уничтожены в семидесятые годы. Мы не расходимся во мнениях, чтобы нас не уничтожали».

В этой связи можно констатировать, что одним из самых основных факторов стабилизации талибского режима является поддержание единства и предотвращение внутрифракционных разногласий.

 

  • Достижение относительной безопасности

Результаты исследований показывают усталость широкий слоев населения Афганистана и ненависть к войне и насилию.

Общественное мнение сводится к имевшимся прежде надеждам в том, что республиканская система и международная поддержка приведут к установлению безопасности в Афганистане, однако этого не произошло.

Напротив, правительство Талибана, несмотря на введение ограничений на общественные свободы, смогло обеспечить общественную безопасность в стране. Это не только повысило уверенность талибов в себе, но и принесло общественную поддержку, а также положительно сказалось на укреплении внутриполитического влияния талибов.

 

  • Поддержка племен

В Афганистане решающую роль играет правильная этническая политика. Исследования и опыт ясно показывают, что политическая власть в Афганистане носит этнический характер.

С 1944 года, одновременно с ростом националистических идей в регионе, в том числе пантюркизма в Турции, прежние афганские правители Афганистана пытались укрепить политику в отношении национальностей.

Эта политика являлась поводом для серьезных этнических разногласий в Афганистане, но она создала особый вид единства между правящей властью и пуштунским народом. Вот почему весь период правления Захир Шаха и Дауд-хана рассматривается как время абсолютной политической власти пуштунского народа, а события последних 50 лет, особенно два десятилетия республиканской системы, рассматриваются как упадок политической власти пуштунов.

Факт того, что представители молодого поколения и светские пуштунские интеллектуалы поддерживают правительство Талибана, основан на ностальгии по абсолютному суверенитету пуштунов в эпоху Надир-шаха, Захир-шаха и Дауд-хана. Пуштунская элита рассматривает Талибан как способ возрождения абсолютной и исторической власти пуштунов.

Упоминание этой проблемы не просто историческое напоминание или просто выражение теоретической проблемы, это главный фактор развития событий последних трех десятилетий и эффективный фактор стабилизации правления Талибана.

Например, в 1990-е годы правительство Бурхануддина Раббани рассматривалось пуштунскими элитами как отклонение истории и переход политической власти от пуштунов к таджикам. Разжигание гражданской войны между Гульбеддином Хекматияром, лидером «Хезб-е Ислами» («Исламская партия Афганистана», прим.ред.), и «Джамиат-е Ислами» (партия «Исламское общество Афганистана», Б.Раббани, прим.ред.) тоже были связаны с этим вопросом.

По этой причине правительство Бурхануддина Раббани не имело поддержки среди традиционных пуштунов Афганистана, которые могли бы его защитить. По этой причине Движение Талибан возникло из числа пуштунских сельских жителей отдаленных районов Афганистана и свергло правительство Раббани.

В период правления Хамида Карзая и Ашрафа Гани в силу принципа политического участия различных этнических групп в республиканской системе политическая власть была относительно распределена, и абсолютная власть пуштунов была утрачена. Следовательно, эта система не была совместима с ностальгическим чувством и исторической памятью пуштунов об эпохе Захир-шаха, и по этой причине пуштунские племена на юге и востоке Афганистана не поддерживали республиканскую систему. И наконец, с падением республиканской системы, они установили авторитарное пуштунское правительство без участия других этнических групп и религий.

Очень важным моментом является то, что авторитарное пуштунское правительство не только не имеет врагов и оппонентов на племенных территориях федерального подчинения (очевидно Территория племен федерального управления в Пакистане, прим.ред.), как это было в последние три десятилетия, но и имеет среди них стратегическую поддержку. Акцентирование внимания на этом моменте весьма важно для понимания текущих и будущих событий в Афганистане.

Причина, по которой группировка ИГ не смогла укорениться в этих пуштунских сельских районах, как это сделало Движение Талибан, берет основу именно во взглядах пуштунов на власть и их понимании политической власти.

По мнению пуштун, правительство Талибана дает им абсолютную власть и укрепляет главенствующую роль данной этнической группы, но халифат ИГ может переварить и поглотить их абсолютную власть в другую исламскую империю.

Таким образом, одним из факторов, стабилизирующих нынешнюю власть в Афганистане, является пуштунская поддержка правительства Талибана.

 

  • Слабость политических и военных противников Талибана

В начале правления талибов возможность формирования сильного фронта военного сопротивления по примеру сопротивления Ахмад-шаха Масуда в горах Панджшера и северном Афганистане была весьма вероятным, что могло поставить под вопрос установления талибами власти. Однако время показало, что многие бывшие лидеры моджахедов потеряли свои позиции и авторитет. Пока шансы на приход к власти и успех политических противников Талибана с каждым днем слабели, возможность утвердить авторитет и правление Талибана в общественном мнении Афганистана возрастали.

С другой стороны, усиление хорасанской группировки «Исламского государства» в Афганистане также считалось серьезным препятствием на пути талибов, но в связи с тем, что ИГ не принадлежит к этническим и коренным группам Афганистана, Талибану было легко остановить рост и распространение данной группировки среди племен.

Хотя и ИГ, и очаги сопротивления талибов не исчезли полностью, но в нынешней ситуации они не в состоянии стать серьезной угрозой стабильности правления талибов.

 

  • Соответствие региональным интересам

Первый приход талибов привел к их военному доминированию в Афганистане, но не означал политическое управление страной. Это было связано с тем, что, кроме Пакистана, Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии, ни одна другая страна не признала политический суверенитет талибов.

Однако после ухода США страны региона коллективно включились во взаимодействие с правительством Талибана и вступили в политические отношения с администрацией в Кабула как с фактическим правительством. Даже Китай официально направил своего посла в Кабул и принял посла талибов.

С этой точки зрения, одним из факторов, сыгравших очень серьезную роль в становлении талибов, было региональное взаимодействие. Политическая власть и суверенитет – это вещи двусторонние, и помимо уверенности и необходимого авторитета для утверждения новой власти, требуется принятие и признание действий или деклараций других стран. Именно по этой причине у подобных государств нет шансов достичь суверенитета без взаимодействия стран региона, даже при полном контроле над столицей страны.

Такой региональный подход с одной стороны способствовал политической устойчивости Талибана, с другой – противники талибов, представляющие собой в основном остатки бывшего афганского режима, не получили почву для противодействия талибам.

С этой точки зрения правительство Талибана во многом обязано коммуникационной политике стран региона и соседей Афганистана.

Основная причина, по которой страны региона, особенно конкуренты Америки в регионе, установили интерактивные отношения с правительством Талибана, заключается в том, что Талибан отказался выполнять роль проводника нестабильности против стран региона. Опыт показал, что всякий раз, когда территория Афганистана становится угрозой безопасности стран региона, либо со стороны правящей державы, либо из-за присутствия иностранной державы, страны региона задумываются о новой альтернативе управлению Кабулом.

Скорее всего, Талибан учел это историческое правило в своей политической оценке. В любом случае, всестороннее взаимодействие стран региона и соседей Афганистана с талибами сыграло ключевую роль в стабилизации и установлении правления талибов.

 

 

  1. Условия для удержания власти

Укрепление власти Талибана в Афганистане не подразумевают продолжение правления талибов – республиканская система в Афганистане была юридически закреплена и имела необходимую структурную основу. Однако установленная официальная система Исламской Республики в Афганистане не сохранилась. С этой точки зрения, помимо стабилизирующих факторов, правительству Талибана срочно нужны условия, которые откроют путь для его выживания. Три важных аспекта помогут талибам сохранить власть в Афганистане в ближайшей перспективе:

 

  • Политика истинного нейтралитета

Первое, что угрожает стабильности и преемственности правительства талибов — это борьба между мировыми державами. Исторический опыт показывает, что Афганистан с далекого прошлого играл роль буфера или изолятора между конкурирующими игроками на международном уровне.

Такие страны, как Афганистан, обычно становятся местом конфликтов и войн, когда они либо соглашаются принять одну из конкурирующих держав на своей территории, либо одна из низ силой оккупирует эту территорию, превращая ее сторожевую башню для наблюдения за деятельностью соседних и конкурирующих стран. Оккупация Афганистана бывшим Советским Союзом, а затем Соединенными Штатами является двумя реальными примерами этого суждения.

Хотя Афганистан в значительной степени больше не играет роль буфера в великих играх колониального периода, он все еще подвергается опасности стать полем битвы конкурирующих держав. Причина этой угрозы в том, что в постколониальную эпоху и в период гонки вооружений великим державам по любому поводу необходимо «поле боя». В этой ситуации страны и правительства со слабым управлением и внутренними конфликтами, т. н. «правительствами-банкротами» обычно рассматриваются как поле битвы для крупных соперников.

Факты показывают, что даже при новом правительстве Талибана Афганистан по-прежнему считается страной-банкротом во всех смыслах, и риск того, что он станет полем конкурентной борьбы, все еще существует. Чтобы избавиться от этого сценария правительство Талибана должно принять две стратегии.

Прежде всего, ему следует придерживаться режима «относительного нейтралитета» в крупном мировом противостоянии, как во времена Захир-шаха, так как Афганистан экономически не способен проводить «политику полного нейтралитета».

Во-вторых, Афганистан принимает меры к относительному нейтралитету, при этом он очень мягко интегрируется в региональный порядок, принимая на вооружение экономическую дипломатию.

Хотя выбор и реализация этих двух стратегий является очень сложной задачей, это жизненно важный и необходимый момент для спасения Афганистана и выживания правительства Талибана. Если нынешним властям удастся реализовать эту стратегию, они, несомненно, обеспечат ее преемственность.

 

  • Формирование инклюзивного правительства

Вторым вопросом, который потенциально может поставить под угрозу существование талибского политического режима, является монополия власти или отсутствие распределения властных полномочий. В теории политической философии природа власти такова, что ее концентрация и монополия, даже если она направлена на ее защиту, все равно ведет к ее краху.

Кроме того, постджихадисткий Афганистан имеет свои факторы, согласно которым монополия власти и отсутствие ее распределения между правительством и внутренними акторами приводит к тому, что эти акторы не поглощаются новой политической структурой и выживают в тени некоторых стран, противостоящих Талибану, сохраняясь как рычаг давления и/или альтернативной силы талибам.

Указанные резервные силы в нужный момент могут стать серьезным препятствием существованию Талибана, на примере нынешнего правительства, которое также является результатом подобного процесса.

С этой точки зрения, если правительство Талибана сможет, при реалистичной оценке, обеспечить основу для относительного распределения политической власти при значимом участии всех различных этнических групп и конфессий Афганистана, то несомненно устранит основные препятствия и создаст условия для дальнейшего своего правления.

 

  • Обеспечение справедливости и социального благополучия

В отличие от развитых стран Афганистан – традиционная и закрытая страна. Многие законы прошлого все еще сохраняются. Правительства, которые применяют принудительную власть, обычно используют особые методы для своей легитимности и выживания.

Например, Аманулла-хан, который не стал наследным принцем своего отца и даже был обвинен в его убийстве, поставил вопрос независимости Афганистана в качестве приоритета и привлек общественное мнение к поддержке своего правительства. Хабибулла-хан II (Хабибулла Калакани, таджик, известный как Бача-йе Сакаа, с персидского – сын водноноса) при сотрудничестве с англичанами сверг модернистское правительство Амануллы-хана и для сохранения легитимности и сохранения своего правительства и назвал Амануллу-хана «неверным». Присвоив себе титул «слуга религии посланника Аллаха», он отменил все законы и гражданские реформы Амануллы и даже закрыл школы и выступал против образования девочек, читал законы шариата и запрещал им учиться.

Поскольку Хабибулла Калакани был единственным человеком, не принадлежащим к пуштунской этнической группе, пуштунская элита рассматривала это как разрушение всего Афганистана. По этой причине Надир-шах, после силового захвата власти, с целью обретения легитимности и сплочения общественного мнения пуштунских племен в свою пользу, поднял идею «Спасения Афганистана» и назвал себя «Спасителем Афганистана». Названия многих памятных дней и национальных учреждений стали употребляться с добавлением слова «Наджат» (с перс. «спасение»), а исторические и королевские праздники стали «праздниками национального спасения» в Афганистане.

Эти исторические моменты были упомянуты в связи с тем, что традиционные модели все еще актуальны и имеют решающее значение в Афганистане. Именно по этой причине «Национальный совет» (Национальная ассамблея Афганистан, двухпалатный парламент, прим.пер.), как правовой институт, так и не смог достичь роли и положения традиционной «Лойя-джирга» («Большой совет», всеафганский совет старейшин, прим.пер.).

Следуя примерам прошлого, правительство Талибана, взяв под свой контроль Афганистан, для обеспечения своей легитимности и сохранения власти после свержения западной системы и демократии в Афганистане взялось за «шариатскую форму правления» с целью единения общественного мнения. Народ Афганистана — набожные и религиозные люди, а само афганское общество одно из самых верующих в регионе. Поэтому Афганистану не грозит серьезная опасность атеизма, как в 70-е годы во время оккупации Афганистана советской армией и марксистской мыслью. Таким образом жесткая идея «шариата» может мобилизовать и привлечь общественное мнение.

С этой точки зрения сегодня можно выделить две национальные проблемы в Афганистане — «несправедливость и бедность». Поэтому, если Талибан сможет взять на себя «обеспечение социальной справедливости» и «борьбу с бедностью», а также искренне искать и внедрять это во всем обществе, это позволит сплотить общественное мнение и получить поддержку своего правительства.

Общество, страдающее от несправедливости и абсолютной бедности, несомненно, будет всеми силами поддерживать правительство, которое честно работает над обеспечением социальной справедливости и борьбой с бедностью.

 

Заключение

Реальность заключается в том, что народ Афганистана устал и испытывает ненависть к войне и конфликтам. В большей степени наличие социальных и психологических проблем у афганцев и связано с установлением правления Талибана и отсутствием у него политических противников. Другой факт заключается в том, что народ Афганистана настолько погряз в нищете и страданиях, что думает о «работе и еде» больше, чем о демократических идеях и ценностях.

В такой ситуации, если правительство Талибана сможет обеспечить людям работу и пропитание при относительной справедливости, оно будет известно как единственное правительство «справедливости и процветания» среди всех династий в истории Афганистана.

В среднесрочной перспективе большая часть населения Афганистана поддержит сохранение данной системы, а другая часть не будет иметь серьезной мотивации для противостояния. Данный факт не даст возможности активного присутствия антиталибской оппозиции в стране.

Источник фото: © twitter.com/ShahidAk_1

Поделиться:
306